Иппотерапия как средство коррекции и развития психомоторной функции детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития
Введение
Оптимизация коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими задержку психического развития - одна из основных задач, которые пытаются решить педагоги, психологи и дефектологи, работающие с ними. Наряду с медикаментозными, психотерапевтическими и педагогическими методами помощи детям в настоящее время наиболее активно стали внедряться методы зоотерапии, использующие для решения важнейших задач психического и физического развития детей работу с животными (дельфинотерапия, лечебная кинология, работа в «живом уголке»). Большое место в этом направлении занимает иппотерапия, предоставляющая возможность использовать лошадь в качестве посредника между ребенком с особенностями в развитии и инструктором.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………. 4
Глава 1. Теоретические подходы к формированию и развитию психомоторной функции у детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста
1.1. Научные основы развития психомоторной функции у детей младшего школьного возраста………………………………………………………. 7
1.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с ЗПР младшего школьного возраста……………………………………………………. 16
1.3. Особенности развития психомоторной функции у детей с ЗПР младшего школьного возраста…………………………………………. 42
1.4. Иппотерапия как средство формирования и коррекции психомоторной функции у детей младшего школьного возраста с ЗПР………………. 54
Выводы по 1 главе …………………………………………………………….. 60
Глава 2. Особенности развития и коррекции психомоторной функции детей с ЗПР младшего школьного возраста средствами иппотерапии
2.1. Программа изучения специфики развития психомоторной функции у детей с ЗПР младшего школьного возраста………………………………….. 64
2.2. Специфика развития психомоторной функции у детей с ЗПР младшего школьного возраста с ЗПР………………………………………………………66
2.3. Система занятий по применению иппотерапии для развития и коррекции психомоторной функции у детей с ЗПР младшего школьного возраста с ЗПР..........................................................................................................................77
Выводы по 2 главе……………………………………………………………....101
Заключение……………………………………………………………………...102
Библиографический список…………………………………………………….104
Приложения……………………………………………………………………..110
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Адаптивная физическая культура в работе с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата (при заболевании детским церебральным параличом): методическое пособие / под ред. A.A. Потапчук СПб.: СПбГАФ Ким. П.Ф. Лесгафта.
2. Акимушкин, И.И. На коне - через века / И. И. Акиму шкин. М., 1981. 112с. 3. Бадалян, Л.О. Детские церебральные параличи / Л.О. Бадалян, Л.Т. Журба, О.В. Тимонина. Киев: Здоровья, 1988. 328 с. 4. Бейкер, Б.JI. Путь к независимости: пер. с англ. [Электрон, ресурс]/ Б.Л. Бейкер, А. Дж. Брайтман. М.: Центр лечебной педагогики, 1998. Режим доступа:www.pedlib.ru 5. Бикнел, Дж. Знакомьтесь: иппотерапия. Верховая езда как средство реабилитации детей-инвалидов (практическое руководство): пер. с англ. /Дж. Бикнел, X. Хенн, Д. Вебб. М.: Детский экологический центр «Живая нить»,1999.24с. 6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / ЛИ. Божович. СПб.: Питер, 2008. 400 с. 7. Бортфельд, С.А. Лечебная физкультура и массаж при детском церебральном параличе / С.А. Бортфельд, Е.А. Рогачева. Л.: Медицина, 1979. 8. Бобкина, H.H. Новые подходы планирования воспитательных занятий по реабилитации детей, имеющих проблемы в развитии, в условиях интернатного учреждения / H.H. Бобкина // Дефектология. 2000. No3. 9. Быковская, Е.Ю. Адаптивная онтогенетическая гимнастика для физической терапии детского церебрального паралича / Е.Ю. Быковская, Ю.Г. Жуковский // Адаптивная физическая культура. СПб., 2006. No 28 (4). С. 35.
10. Бернштейн, Н.А. Биомеханика и физиология движений [Текст] / Н.А. Бернштейн. – М.: Издательство института практической психологии; Воронеж: НПО МОДЕК. – 1997. – 608 с.
11. Вайзман, Н.П. Психомоторика детей-олигофренов [Текст] / Н.П. Вайзман. – М.: Педагогика, 1976. – 104 с.
12. Выготский, Л.С. Развитие высших психических функций / Л.С. Выготский. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с. 13. Гальперин, П.Я. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного усвоения двигательных действий / П
Некоторые инструкции дети вообще не выполняют, а правильности выполнения других может мешать наличие соседних инструкций. Но те же самые инструкции, представленные по отдельности, обычно не вызывают затруднений [1].
Учебная деятельность школьников с ЗПР характерна тем, что один и тот же ученик при выполнении задания может действовать как верно, так и не верно. Сочетание верного выполнения задания с ошибочным может говорить о том, что школьники временно теряют инструкцию из-за усложнения условий работы.
Недостаточность регулирующей функции речи проявляется в затруднениях детей при словесном обозначении совершаемых действий, в выполнении заданий, предложенных речевой инструкцией. В устных отчетах детей о проделанной работе они, как правило, не ясно указывают последовательность произведенных действий, и в то же время нередко дают описание незначительным, второстепенным моментам.