Диагностика уровня развития мелкой моторики у детей раннего возраста
Введение
Истоки способностей и дарований
детей на кончиках их пальцев. От пальцев,
образно говоря, идут тончайшие ручейки,
которые питают источник творческой
мысли.
В.А. Сухомлинский
Актуальность темы исследования обусловлена важностью формирования особенностей мелкой моторики в раннем возрасте и необходимостью разработки специальной программы по развитию мелкой моторики дошкольника. Проблема развития мелкой моторики у детей раннего и дошкольного возраста всегда волновала педагогов и родителей. Развитие мелкой моторики выступает действенным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет необходимость совершенствования развития школьника, как многоаспектного целостного процесса, важным направлением которого является целостное развитие. Под влиянием правильно организованной работы над развитием мелкой моторики совершенствуются
Содержание
Введение…………………………………………………………………………....3
Глава 1. Теоретические основы развития мелкой моторики в раннем возрасте……………………………………………………………………….........6
1.1. Понятие «мелкая моторика»…………………………………………………6
1.2. Особенности развития мелкой моторики у детей раннего возраста……..11
1.3. Методы диагностики уровня мелкой моторики в раннем возрасте…...…16
Глава 2. Экспериментальное изучение особенностей развития мелкой моторики в раннем возрасте…………………………………………………….26
2.1. Структура, методы и методики изучения особенностей развития мелкой моторики в раннем возрасте…………………………………………………..……………………….26
2.2. Способы развития мелкой моторики детей раннего возраста……….......................................................................................................28
Заключение……………………………………………………………….………38
Список используемой литературы………..…………………………………….41
Приложение………………………………………………...…………………….44
Список используемой литературы
1. Аксенова, М. Развитие тонких движений пальцев рук у детей / М. Аксенова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 8. - С. 62-65.
2. Антакова-Фомина, Л.В. Стимуляция развития речи у детей путем тренировки движений пальцев рук / Л.В. Антакова-Фомина // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 5. - С. 12-17.
3. Белая, А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников / А.Е. Белая. - Москва: Астрель, 2015. - 143 с.
4. Борисенко, М.Г. Наши пальчики играют / М.Г. Борисенко. - Екатеринбург: Паритет, 2015. - 204 с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. И.В. Дубровина. - Москва: Академия, 2015. - 368 с.
6. Гаврина С.Е. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать / С.Е. Гавурина. - Ярославль: Академия развития, 2014. - 165 с.
7. Гaлянт И. Пaльчикoвыe игры / И. Галянт // Дошкольное воспитание. - 2017. - № 1. - С. 50-53.
8. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. - СПб.: ООО «Издательство Детство-пресс, 2014. - 280 с.
9. Ильин Е.П. Психомоторика / Е.П. Ильин. - Москва: Владос, 2013. - 326 с.
10. Кольцова, М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка / М.М. Кольцова. - Москва: Просвещение, 2001. - 228 с.
11. Коноваленко, В.В. Артикуляционная, пальчиковая гимнастика и дыхательно-голосовые упражнения / В.В. Коваленко С.В. Коноваленко. - М. : ГНОМиД, 2001. - 36 с.
12. Крупенчук О.И. Пальчиковые игры / О.И. Крепенчук. Санкт-Петербург: Литера, 2015. - 220 с.
13. Леонтьев А.Н. Психическое развитие ребенка в дошкольном возрасте / А.Н. Леонтьев. - Москва: Академический проект, 2010. - 453 с.
14. Лурия A.Р. Письмо и речь: Нейролингвистическое изучение / А.Р. Луриа. - Москва: Академия, 2012. - 346 с.
15. Маклаков А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Питер, 2012. - 593 с.
16. Нoвикoвa E.В. Кaк пoдгoтoвить руку рeбенкa к письму: кoмплeкс упрaжнeний для трeнингa мышц ру
Сравнение приведенных выше точек зрения дает основания для предположения, что степень развития мелкой моторики у ребенка формирует важные качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. С пальцами и их нервными окончаниями непосредственно связаны центры головного мозга, отвечающие за перечисленные способности. Исходя из этого, упражнения и занятия с пальчиками ребенка исключительно важны для его умственного и психического развития. Таким образом, ключевыми понятиями раннего дошкольного возраста выступают мелкая моторика, сенсорика, координация движений [14, с.47].
Таким образом, формирование мелкой моторики - длительный постепенный процесс. В младшем дошкольном возрасте происходит совершенствование мелкой моторики. Основными показателями сформированности мелкой моторики являются: хорошая скоординированность движений рук, точность, ловкость, плавность движений без напряжения, равномерный темп движ