Психологическое благополучие педагогов, работающих с разными категориями обучающихся

Цель исследования: выявить особенности психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся
Author image
Timur
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
05.08.2022
Объем файла
155 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
720 руб.
900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность исследования. На сегодняшний день в условиях современности, все больше ученых-психологов исследуют тему психологического благополучия педагогов, способствующих гармоничному развитию.Различные ученые, изучающие психологическое благополучие пытаются установить, что именно понимается под этим понятием и как оно выражается, каким образом благополучие оказывает влияние на личностные характеристики, как связано с внутренним ощущением счастья и уровнем удовлетворенности жизнью. Другими словами, понимание причин, влияющих на благополучие, способы проявления, а также границы объективного и субъективного уровня и более детальное изучение сегодня находится в рамках исследований многих ученых. В отечественной и зарубежной психологии выделяют факторы психологического благополучия личности М. Аргайл [5], И. Бонивелл [10], И.А. Джидарьян [17], Л.В.Куликов [25], М. Селигман [43]. Существует модель гармоничного благополучия К. Рифф [39], П.П. Фесенко [39]. Обнаруживаются связи с осмысленностью жизни П.П. Фесенко [45], между ценностно-смысловыми образованиями Д.А. Леонтьева [27], и суверенностью психологического пространства, а также профессиональной деятельностью И.В. Заусенко [20].  Существует специфика в пожилом возрасте Ю.Б. Дубовик [49], предложена психолого-педагогическая модель формирования О.А. Идобаевой [22]. Однако при всем разнообразии исследований за рамками научного анализа остается изучение психологического благополучия педагогов, работающих с разными категориями обучающихся. В данном случае личность педагога рассматривается как одно из важнейших условий эффективности процесса обучения и воспитания детей и подростков. Определены особые требования к личности специалиста-педагога, совпадающие по содержанию с компонентами психологического благополучия: личностный рост; автономия, успешностью в управлении средой, позитивное отношение с окружающими, наличие жизненных целей. 

Оглавление

Введение 3

ГЛАВА I. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8

1.1Анализ  содержания,  психологического благополучия личности педагога, в отечественной и зарубежной психологии 8

1.2 Определение понятий «одаренность» и «одаренный ребенок», особенности работы с одаренными  детьми в общеобразовательной среде 12

1.3 Роль психологического благополучия личности в 18

профессиональной  деятельности педагога 18

ГЛАВА II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ  ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ С РАЗНЫМИ КАТЕГОРИЯМИ ОБУЧАЮЩИХСЯ (на примере АУ Воронежской области «Областного центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями «Парус надежды») 24

2.1. Программа эмпирического исследования 24

2.2. Анализ результатов исследования, психологического благополучия 27

педагогов 27

 Выводы 32

Рекомендации  педагогам по повышению уровня психологического благополучия в работе с детьми и подростками с ОВЗ 33

Заключение 38

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 40

ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 46

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2 48

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3 49

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4 50

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5 52

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6 53

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7 54

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 06 марта 2019 года №17ФЗ) от 29 декабря 2021 года № 273. – URL: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/2.html
 2.Федеральный государственный  образовательный стандарт высшего образования по специальности 11.05.01. Радиоэлектронные системы и комплексы (уровень специалитет): утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 11.08.2021 №1031 [Электронный ресурс] // Портал Федеральных государственных стандартов высшего образования URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvospec/110501.pdf
 3.Абульханова-Славская, К.А. Соотношение индивидуальности и личности в свете субъектного подхода / К.А. Абульханова-Славская // Современная личность: Психологические исследования – Москва: Институт психологии  ИП РАН, 2012. – С.17–35.
 4.Абульханова-Славская, К.А. Проблема индивидуальности в психологии /  К.А. Абульханова-Славская // Психология индивидуальности: новые модели и концепции: коллективная монография / Под ред. Е.Б. Старовойтенко, В.Д. Шадрикова. М.: МПСИ, 2009. С. 14-63
 5.Аргайл, М. Психология счастья / М. Аргайл // – ил. (« Мастер психологии») 2-е изд.  – 2003. – С.56-79
  6.Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение детей с ЗПР в условиях образовательной интеграции / Н. В. Бабкина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. – 2012. – № 1. – С.23–31.
 7.Бабаева, Ю.Д. Идеи Л.С. Выготского о динамическом подходе к изучению одаренности и перспективы их развития / Ю. Д. Бабаева // Культурно-историческая психология развития: Материалы первых чтений, посвященных памяти Л.С. Выготского (Москва, 15—17 ноября 2000 г.) / Под ред. И.А. Петуховой. М., 2001 . – С.29–36.
 8.Божович, Л.И.Психологический анализ условий формирования и строения гармоничной личности / Л.И. Божович // Психология формирования и развития личности / Отв. ред. Л.И. Анцыферова. М.: Наука, 1981. С. 257—284.
 9.Бойко, В. В. Методика диагностики уровня эмоционального выгорания / В.В. Бойко // Практическая психодиагностика / ред. Райгородского Д.Я. – Самара, 1999. http://shcge.by/upload/iblock/e7d/metodika-diagnostiki-urovnya-emotsionalnogo-vygoraniya-v.pdf 
(Дата обращения:24.03.2021).
10.Бонивелл,И. Ключи к благополучию: Что может позитивная психология  / И. Бонивелл // Пер. Маши Бабичевой.–М.: 2009. –192 с.
11.Братусь, Б.С. Личностные смыслы и проблема вертикали сознания / Б.С. Братусь // Традиции и перспективы деятельностного подхода в психологии: школа А.Н. Леонтьева / Под ред. А.Е. Войскунского, А.Н. Ждан, О.К. Тихомирова. – Москва : Смысл, 1999. – 301 с.
12.Бучацкая, М.В. Психологическое благополучие работающих женщин: автореф. дис…канд. психол. наук: 14.11.06 / Марина Викторовна  Бучацкая. – Москва, 2006. – Библиогр.: С. 25–28.
13.Вассерман, Л.И. методика диагностики уровня невротизации / Л.И. Вассерман // Практическая психодиагностика / ред. Райгородского Д.Я. – Самара,1999.https://psytests.org/boyko/vasfrus.html
(Дата обращения:24.03.2021).
14.Воропаев,В.О. К вопросу психологического благополучия личности педагога  / В.О. Воропаев // Академия психологических идей. Новация. Серия: Студенческий научный вестник. – 2018. – № 5. – С. 47–51.
15.Воронина, А.В.Уровневая модель психологического благополучия человека  / А.В. Воронина // Потенциал личности: комплексная проблема :  –  Материалы второй Всероссийской конференции. Отв. ред. Е.А. Уваров. – Тамбов, 2003. – С. 142–147.
16.Голина, Л. Н. Особенности профессиональной деятельности педагогов вечерних школ / Л.Н. Голина // Психологические науки: теория и практика: материалы V Междунар. науч. конф, 2017  – Москва, 2017. – С. 29–33.
17.Джидарьян, И.А. Психология счастья и оптимизма / И.А. Джидарьян // – Москва: Изд-во Институт психологии РАН, 2013. – С. 46–57.
18.Джидарьян, И.А. Проблемы общей удовлетворённости жизнью: теоретическое и эмпирическое исследование  / И.А. Джидарьян // Сознание личности в  обществе. – М.: Институт психологии РАН, 2005. – С. 76–94.
19.Диннер, Э.,Джонсон Д.В.,Джонсон Р.Т., Осваль Э.Д. Психологическое и субъективное благополучие : определение, структура, исследования / Э.Диннер, Д.В. Джонсон, Р.Т. Джонсон, Э.Д. Осваль // Обзор современного исследования. Вестник ТВГУ Серия «Педагогика и психология», 2017. Выпуск 3. – С. 29-37.
20.Заусенко,И.В.Личностные детерминанты психологического благополучия педагога : автореф. дис… канд. психол. наук: 15.11.12 / И. В. Заусенко //  – Екатеринбург, 2012. – 24 с.
21.Зеер,Э.Ф.Личностно ориентированное профессиональное образование: теория и практика / Э. Ф. Зеер // Повышение академического уровня учебных заведений на основе новых образовательных технологий : тезисы докладов Российской научно-практической конференции по инновациям в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании – Екатеринбург : Издательство УГППУ, 1997. - С. 60-63.
22.Идобаева, О.А.Модель формирования психологического благополучия личности автор. Диссер…док. псих. наук 19.00.17 / О. А. Идобаева  – Москва, 2013 – 54 с.
23.Карапетян, Л.В. Исследование благополучия в зарубежной психологии. / Л.В. Карапетян // Вестник Тверского государственного университета, Серия « Педагогика и психология», Выпуск №4, 2017.– С. 28–33.
24.Кузнецова, Ю. И. Изучение и обучение одаренных детей в американской педагогической психологии XX века : Дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 : Н. Новгород, 1996 – 54 с.
25.Куликов, Л.В. Детерминанты удовлетворѐнности жизнью / Л.В. Куликов // Общество и политика /Ред. В.Ю. Большаков. – СПб. Изд-во С. Петербургского ун-та, 2000. – С. 476–510.
26.Куликов, Л.В. Здоровье и субъективное благополучие личности / Л.В. Куликов // Психология здоровья : учебник для вузов / Под ред. Г.С. Никифорова. – Издательство СП ГУ, 2000. – С.116–181.
27.Леонтьев, Д.А. Субъективное благополучие и качество жизни: подходы, критерии и индикаторы / Д.А. Леонтьев // Исследовательский проект НИУ ВШЭ, 2011.Режим доступа :URL http://www.hse.ru/org/projects/47266005 (17.04.2021).
28.Лейтес, Н.С. О признаках детской одаренности / Н.С. Лейтес – Москва,2003 г.  № 4. – С.13-19.
29.Лосева, А.А, Матюшкин, А.М, Волков, А.С. Москва /  А.А. Лосева, А.М. Матюшкин, А.С. Волков // Психологическая диагностика одаренности  [Учебное пособие для вузов] – М : Акад. Проект : Трикста – 2004 г. – С 155-174.
30.Майсак, Н.В, М.Г. Сатикова. Взаимосвязь психологического благополучия и стрессоустойчивости личности педагогов / Н.В. Майсак, М.Г. Сатикова, // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2017. – № 3. – С. 249–256.
 31. Маслоу, А. Самоактуализация  / А. Маслоу // Психология личности. Тексты / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. – М : – Издательство Московского университета, 1982. – С. 108–120.
 32.Матюшкин, А.М. Загадки одаренности / А.М. Матюшкин // Проблемы одаренности – М : Школа-пресс, 1993. – С. 100–127.
 33.Норман, С., Эндлер. Д.Ф,  Джеймс, Д.А., Паркер. М.И. Методика копинг-поведение в стрессовых ситуациях (адаптированный вариант Т.А.Крюковой) /  С.Норман, Д.Э. Эндлер, Д.А.Джеймс, М.И. Паркер // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп – М.: Изд. Института Психотерапии.2002.–С. 442-444. 
URL:https://studme.org/209387/psihologiya/koping_povedenie_stressovyh_situatsiyah_norman_endler  (Дата обращения: 17.04.2021)
34.Панова, Н.В. Роль личностного развития педагога в профессиональном благополучии / Н.В. Панова // Академия профессионального образования : монография. СПб.: АППО,  – 2009. – 208 с.        
35.Панина, Е.Н. Взаимосвязь суверенности психологического пространства и субъективного благополучия личности : автореф. диссер… канд. псих. наук 14.10.06 /  Елена Николаевна. – Красноярск, 2006. – 22 с.
36.Панина, Н.В. Психография и индекс жизненной удовлетворенности  /  Н. В. Панина. – 1993. – Москва – С. 277–280.
37.Поваренков, Ю.П.«Психологическое содержание профессионального становления человека»: монография / Ю.П. Поваренков  – Москва : Издательство – УРАД, 2002. – 160 с.
38.Попова, Ю.И. Взаимосвязь психологического благополучия и жизнестойкости на ранних этапах деятельности педагогов-психологов / Ю.И. Попова, О.А. Дятлова // Вестник современных исследований. – 2019. – № 1.1– С. 20–23.
39.Рифф, К. Методика «Шкала психологического благополучия личности» / К. Рифф // Психологическая диагностика. – М.:2007–С.73-96. URL: https://www.sites.google.com/site/test300m/spw1 (Дата обращения: 17.04.2021)
40.Рифф, К. Теория и исследования: позитивные основания психологического благополучия./ К.Рифф – М.: Прогресс, 2016 – С. 71-86.
41.Савенков, А. И. Детская одаренность: развитие средствами искусствам /А.И. Савенков // – Москва. : Педагогическое общество России, 1999 г. – 220 с.
 42. Cедунова, А.С. Формирование представлений о профессии контексте профессионального развития педагогов-психологов / А.С. Седунова Актуальные проблемы российской психологии // Научные материалы международного форума и школы молодых ученых. – 2004. – 43 с.
43.Селигман, М. Новая позитивная психология : Научный взгляд на счастье и смысл жизни / М. Селигман //  – Москва : Издательство София, 2006.–368 с.
 44. Узлов Н.Д. Психологическое благополучие в браке на этапах молодого и среднего супружества / Н.Д.Узлов// Личность, семья, общество: вопросы современной психологии: матер. Междунар. заочной научно-практ. конференции 30 января 2011 г. Новосибирск: ЭНСКЕ, 2011. С. 40-46.
45.Фесенко, П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности. дисер. канд… псих. наук: 11.10.2005 / Павел Петрович Фесенко. Москва – 2005. – 24 с.
46.Фокин, В.А. Об особенностях профессионализации педагогов-психологов [Электронный ресурс] / В.А. Фокин. // Вестник Московского университета. – № 2.–2005. – С. 33–44.
47. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл //  [Сборник] : Пер. с англ. и нем.  Общ. ред. Л. Я. Гозмана, Д. А. Леонтьева;  – Москва: Прогресс, 1990 – 366 с.
48.Шевеленкова, Т.Д., Фесенко П.П. Благополучие личности (обзор концепций и методика исследования) / Т.Д. Шевеленкова., П.П. Фесенко. // Психологическая диагностика. – 2005. – № 3. – С.9-12.
49.Электронный научный журнал «Международный студенческий научный вестник». – 2021.

 

Широкомасштабная деятельность по работе с одаренными детьми началась в 1996 году в связи с принятием Федеральной целевой программы "Одаренные дети".
Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. На сегодняшний день большинство ученых-психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования [7].
 Ю.И. Кузнецова [24] считает, что одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи и абстрактным мышлением. Их отличает способность классифицировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Большой словарный запас, сопровождающийся сложными синтаксическими конструкциями, умение ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие "вундеркинды" с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению, что выражают их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.
Талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отклоняться. Они с удовольствием воспринимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ.
Одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу.
В силу небольшого жизненного опыта такие дети часто затевают предприятия, с которыми не могут справиться. Им необходимо понимание и некоторое руководство со стороны взрослых, но не следует акцентировать внимание на их неудачах, лучше попробовать вместе еще раз.