Формирование представлений о Царстве Растения у младших школьников в рамках дисциплины «Окружающий мир»
Введение
Знания о растениях являются необходимой составляющей естественнонаучных знаний, которые способствуют развитию интереса у детей к природе. Мир растений разнообразен и имеет большое значение в жизни человека, поэтому одной из обязательных задач начальной школы является формирование представлений о растениях у младших школьников.
Изучение растений в курсе «Окружающий мир», прежде всего, способствует формированию у учащихся представлений об их происхождении, строении, размножении, среде обитания и т.д. Рассматривая психолого-педагогические особенности младших школьников как условие формирования представлений о растениях, нужно отметить, что отношение обучающихся к растениям является сознательным. Взаимодействие с миром растений является важнейшим условием и средством формирования отзывчивого и ответственного отношения младших школьников к объектам и явлениям живой и неживой природы.
Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с пережив
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования представлений о Царстве Растения у младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир» 7
1.1 Характеристика Царства Растения 7
1.2 Анализ УМК «Школа России» по проблеме исследования 12
1.3 Способы формирования представлений о Царстве Растения у младших школьников на уроках «Окружающий мир» 18
Выводы по первой главе 26
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию представлений о Царстве Растения у младших школьников в рамках предмета «Окружающий мир» 28
2.1 Констатирующий этап 28
2.2 Формирующий этап 35
2.3 Контрольный этап 44
Выводы по второй главе 52
Заключение 53
Библиографический список источников и литературы 56
Приложения 59
Библиографический список источников и литературы
1. Григорьева, Н. М. География растений. Учебное пособие / Н. М. Григорьева. – Москва : КМК, 2014. – 460 c.
2. Физиология растений: Учебное пособие для студентов направления бакалавриата 02190 – Почвоведение, 020400 - Биология / Климентова Е.Г., Рассадина Е.В., Антонова Ж.А.– Ульяновск: УлГУ, 2014. – 170 с.
3. Лотова, Л. И. Ботаника. Морфология и анатомия высших растений / Л. И. Лотова. – Москва : Либроком, 2013. – 512 c.
4. Болотова, Е. К. Организация экологического воспитания в начальной школе на основе деятельностного подхода / Е. К. Болотова // Педагогика. – 2018. – №4. – С. 42-44.
5. Ботаника с основами физиологии растений. Ч. 1. Анатомо-морфологические и физиологические особенности растений: учебное пособие / В.И. Полонский, Т.В. Карпюк; Красноярский государственный аграрный университет. – Красноярск, 2022. – 366 с.
6. Клепинина, З. А. Методика преподавания предмета «Окружающий мир» : учеб. пособие для бакалавриата / З. А. Клепинина, Г. Н. Аквилева. – Москва : Академия, 2013. – 336 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации. – Москва: Просвещение, 2022.– 50 с.
8. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях / А. А. Плешаков: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014 – 131 с.
9. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2-х частях / А. А. Плешаков: Ч. 2. – Москва: Просвещение, 2014 – 130 с.
10. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях / А. А. Плешаков: Ч. 1. – Москва: Просвещение, 2014. – 133 с.
11. Плешаков, А. А. Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2-х частях: Ч. 2 / А. А. Плешаков. – Москва: Просвещение, 2014 – 141 с.
12. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1. / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение. 2012. – 189 с.
13. Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс. Часть 2. / А. А. Плешаков. – Москва : Просвещение. 2012. – 189 с.
14. Миронов, А. В. Т
Ученики успешно ответили на следующие вопросы теста: как называется наука о растениях (вопрос №1, 91%), соедини понятия с определениями; у какой группы растений нет корня, стебля, листьев, цветков и плодов с семенами; какие растения используют в текстильной промышленности; какие растения леса внесены в Красную книгу России (вопрос № 11, 86%), выбери определение для культурного растения (вопрос № 5, 15, 17, 19, 77%), какой газ выделяют растения при дыхании, где преимущественно обитают папоротники; названия, каких животных и растений записаны на «черных» страницах Красной книги (вопрос № 2, 18, 20, 73%), какое растение относится к кустарникам (вопрос 16, 68%).
В тестовых вопросах испытуемые допустили ряд ошибок. Например, не все обучающиеся знают способы размножения и распространения растений (вопрос № 9, 64%). Многие обучающиеся не смогли определить, на каком рисунке изображены тысячелистник, мышиный горошек и мятлик. Были и те, кто верно ответил на данный вопрос, выбрав картинку под буквой «В» (вопрос № 13, 45%). Некоторые ученики 4 класса не смогли правильно ответить на вопросы, связанный со знанием строения растения и назначения его частей (вопрос № 3, 41%, вопрос №4, 59% и вопрос № 7, 55%). Выполняя данные задания, младшие школьники считали, что побег растения состоит только из стебля и неверно определяли (по рисунку), где какой орган растения. Вопросы №6 (45%), №14 (50%) были связаны с умением различать, выделяя отличия, изученные виды растений и узнавать их на рисунках (фотографиях). По результатам тестирования, стало понятно, что обучающиеся не имеют достаточных знаний о растениях, которые образуют тайгу и о полевых культурах. Многие обучающиеся отвечая на вопрос №8 (59%): При каком условии растение создаёт питательные вещества, выбрали вариант «В. Влажность», хотя растение создает питательные вещества при условии, что будет свет