Формирование этнохудожественной культуры в процессе работы над авторской куклой (Образовательная программа дополнительного образования)
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день наше общество ориентируется на воспитании в новом поколении: потребности в активной деятельности, потребности в самоактуализации и все большей реализации своих способностей.
Перед педагогами, в наше время стоит задача по созданию нужных условий для реализации способностей нового поколения.
В концепции непрерывного воспитания детей и обучаемой молодежи отмечено, что целью воспитания является формирование духовно зрелой, разносторонне развитой, творческой личности учащихся. И одной из важных задач воспитания является формирование национального самосознания, гражданственности и патриотизма у обучающихся.
Особенностью процесса воспитания является сочетание общечеловеческого и национального в ходе изучения фольклора, традиций и культуры нашего государства.
Таким образом важным условием для возрождения национального самосознания, обогащения культуры и восстановления народных традиций является обращение к художественному наследию нашей страны.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД АВТОРСКОЙ КУКЛОЙ 6
1.1. Процесс и особенности формирования этнохудожественной культуры у обучающихся в процессе изготовления авторской куклы 6
1.2. История формирования и развития авторской куклы 15
1.3. Теоретические основы проектирования и формирования построения авторской куклы 21
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭТНОХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ НАД АВТОРСКОЙ КУКЛОЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 28
2.1. Планирование работы по формированию этнохудожественной культуры у обучающихся в образовательной программе дополнительного образования 28
2.2. Методическая разработка образовательной программы дополнительного образования по освоению изготовления авторской куклы у обучающихся 35
2.3. Технология выполнения авторской куклы 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абдулина, О.Н. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего образования. -М.: Просвещение, 1984.
Алымов С. С., Подрезова С. В. Этнос на карте: географическое воображение школы Ф. К. Волкова // Этнографическое обозрение. 2017. № 5.
Арпхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие. - М: Наука, 1977.
Арутюнов С. А. Этносы и нации [приложение 2] // Народы мира. Энциклопедия. — М.: ОЛМА Медиа Групп, 2007.
Берхин, Н.Б. Общие проблемы психологии искусства. - М. Просвещение, 1981.
Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством: конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников/ СПб, 1999.
Воробьева Т.П. Воспитание этнохудожественной культуры подростков в учреждениях дополнительного образования детей. Автореферат диссертации ... кандидата педагогических наук. Челябинск, 2006.
Гаврилюк П. И. Эстетическая культура и социальный прогресс /Киев: Вече, 2014.
Генсицкая Н.Т. История одной куклы. – М.: ИД Страница, 2006.
Горичева В.С. Куклы. – Ярославль: Академия развития, 1999.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. Москва: Педагогика, 1989.
Ефимова, Д.Г. Кукла как национальное средство этнокультурного воспитания /Д.Г. Ефимова // Дошкольное воспитание.- 2012.-N 3.
Каган М.С. Философия культуры: учебное пособие. Санкт-Петербург 1996.
Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. – М.: Гилея, 2008.
Карпова Т.Е. Феномен куклы в русской культуре: Историко-культурологические аспекты: дис. .канд. культуролог. наук. – СПб, 1999.
Комарова Т. С. Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей: уч. пособие для студентов высших учебных заведений. Часть 1, 2 / М.: Альфа, 2012.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. / М.:1997.
Льянова Х.Б. Формирование эстетической культуры младших школьников. Современные научные исследования и инновации. 2011.
Макаро
При создании одежды для авторской куклы в историческом или национальном костюме, не стоит полностью копировать узор с оригинала, потому что, если не соблюсти масштабность, что будет очень трудно, узор будет трудно восприниматься.
Обучающимся стоит дать задание, в котором нужно будет взять образ с оригинала, переосмыслить и создать собственную композицию, созвучную изучаемым произведением, отражающую образ, но с сохранением закономерностей метрического и ритмического построения. Такое задание поспособствует более глубокому пониманию и закреплению теоретических знаний по основам ритмических построений, а также деятельность, направленная на творческое переосмысление оригинала, активизирует мышление.
При создании авторской куклы и исследовании образцов костюмов мира и народов России, большой акце