Методические основы формирования алгоритмической культуры младших школьников
Введение
Актуальность исследования. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом конечным результатом освоения учебной программы является овладение логическим и алгоритмическим мышлением, наглядным представлением данных и процессов, составлением и выполнением алгоритмов. Основной задачей при развитии алгоритмического мышления у учеников начальной школы является развитие логики. Африканский писатель Амброз Бирс сказал: "Логика - это искусство мыслить и рассуждать в строгом соответствии с пределами и ограничениями человеческой непостижимости". Первым шагом в развитии этого типа мышления может стать выяснение представлений об алгоритмическом мышлении. Существует большое количество определений этого понятия. Так, А.Г. Кушниренко и Г.В. Лебедев настаивают на том, что алгоритмическое мышление - это метод и способ, необходимый для перехода от неопосредованного к программированному управлению, от умения составлять к умению писать алгоритм.
Содержание
Введение……………………………………………………………………….
Глава 1. Теоретические основы формирования алгоритмической культуры младших школьников……………………………………………
1.1 Понятия «алгоритм» и «алгоритмическая культура» в психолого-педагогической литературе…………………………………………………...
1.2 Возможности развития алгоритмических умений у младших школьников в процессе обучения……………………………………………
1.3 Анализ содержания программ и учебников по математике по проблеме исследования……………………………………………………….
1.4 Условия развития алгоритмической культуры у младших школьников…………………………………………………………………….
Глава 2. Эмпирическое исследование по формированию алгоритмической культуры младших школьников
2.1. Изучение начального уровня сформированности алгоритмической культуры у младших школьников 2.2. Реализация условий формирования алгоритмической культуры младших школьников на уроках математики
Заключение…………………………………………………………………….
Список литературы……………………………………………………………
Приложение……………………………………………………………………
Список литературы
1. Александрова, Э. И. Математика / Э. И. Александрова // Начальная школа. — 2019. — № 3. — С. 84 — 89.
2. Александрова, Н. В. Проектная деятельность на уроках в школе и еѐ роль в формировании универсальных учебных действий / Н. В. Александрова // Педагогика: традиции и инновации: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, апрель 2013 г.). — Челябинск: Два комсомольца, 2013. — С. 4-6.
3. Артемов, А. К. Образцы действий в обучении математике / А. К. Артемов // Начальная школа. — 2018. — №2. — С. 23-25.
4. Асмолов, А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов. — Москва: Просвещение, 2018. — 151 с.
5. Баматова, Д. К. Проблема формирования вычислительных навыков младших школьников в современных условиях / Д. К. Баматова // Современные наукоемкие технологии. — 2017. — №1. — С. 66 — 68.
6. Бантова, М. А. Система формирования вычислительны навыков / М. А. Бантова // Начальная школа. — 2019. — №11. — С. 38 — 43.
7. Белошистая, А.В. Методика обучения математики в начальной школе / А.В. Белошистая. — Москва: Владос, 2017. — 455 с.
8. Войтенко, Т. П. Игра как метод обучения и личностного развития / Т. П. Войтенко. — Калуга: Адель, 2019. — 361 с.
9. Воронова, А. П. Активизация учащихся при закреплении вычислительных навыков / А. П. Воронова // Начальная школа. — 2018. — №11. — С. 55 — 58.
10. Глазунова, А. С. Сложение и вычитание многозначных чисел. Из опыта / А. С. Глазунова // Начальная школа. — 2020. — № 9. — С. 55 — 58.
11. Горнобатова, Н. А. Мыслительная деятельность учащихся на уроках математики / Н. А. Горнобатова // Эксперимент и инновации в школе. — 2018. — № 5. — С. 51-53.
12. Гуревич, П. С. Психология и педагогика / П. С. Гуревич. — Люберцы: Юрайт, 2019. — 479 c.
13. Давыдов, В. В. Теория развивающего обучения / В. В. Давыдов. — Москва: ИНТОР, 1996. — 544 с.
Обучение детей умению распознавать, "видеть" алгоритмы и понимать алгоритмическую суть выполняемых ими действий начинается с самых простых алгоритмов, которые дети могут понять (это могут быть алгоритмы, объясняющие, как пользоваться бытовыми приборами, алгоритмы приготовления пищи, перехода улицы по дороге и т.д.). В элементарной математике алгоритмы существуют в виде правил, последовательностей действий и т.д.
Учебник «Математика 2 класс» Козлова С.А., Образовательная система «Школа 2100» [25, c. 43].