Особенности работы над произведениями устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальной школе

Скачать дипломную работу на тему: "Особенности работы над произведениями устного народного творчества на уроках литературного чтения в начальной школе". В которой изучен и обобщен круг научной и учебно-методической литературы по проблеме исследования. Раскрыта роль фольклорных произведений в нравственно-эстетическом развитии детей младшего школьного возраста.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
21.07.2024
Объем файла
4610 Кб
Количество страниц
44
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена тем, что устное народное творчество, являясь одной из базовых ценностей отечественной и мировой культуры, широко задействовано в учебно-воспитательном пространстве современной начальной школы. Устное народное творчество, во-первых, используется как эффективный учебный материал для уроков обучения грамоте и развития речи младших школьников, а также для уроков русского языка и литературного чтения. Во-вторых, фольклор, выступая в качестве неотъемлемого компонента детской субкультуры, сопровождает ребенка на различных этапах его развития. В-третьих, фольклор актуален в контексте эстетического и духовно-нравственного воспитания и развития детей младшего школьного возраста. Целенаправленность использования фольклора в начальной школе как части художественной словесности, явлению национальной и мировой культуры, средству сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций определена Федеральным государственным образовательным стандартом

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 9

1.1 Роль устного народного творчества в нравственно-эстетическом развитии детей младшего школьного возраста 9

1.2 Изучение фольклорных произведений в программах по литературному чтению для начальной школы 11

ГЛАВА  2  ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА НАД ИЗУЧЕНИЕМ  УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ  В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 20

2.1  Определение уровня знаний учащихся о произведениях устного народного творчества у детей начальной школы 20

2.2  Организация и осуществление образовательного процесса, направленного на  изучение пословиц как устного народного творчества в начальной школе 21

2.3. Работа над сказочным фольклором в начальных классах 29

2.4 Выявление динамики в изучении устного народного творчества в начальной школе 42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ  ИСТОЧНИКОВ 47

ПРИЛОЖЕНИЕ А 49

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.Арзамасцева, И. Н. Детская литература: Учебное пособие для студентов педагогических ВУЗов/ И.Н. Арзамасцева, С.А. Николаева. − М.: Академия, 2013. − 576 с.
2 . Бржезинская, Н.А. К разработке курса «У истоков народного творчества» (для старшего дошкольного и младшего школьного возраста) // Современная педагогика. 2014. № 4 [Электронный ресурс]. URL:http://pedagogika.snauka.ru/2014/04/2208 (дата обращения 16.05.2018).
3.Библиотека русского фольклора. Народный театр. − М.: Советская Россия, 2015. – 544 с.
4. Волков, Г. Н. Этнопедагогика : учебник для студентов средних и высших педагогических учебных заведений / Г.Н. Волков. − 2-е изд. − М.: Академия, 2000. – 176 с.
5.Даль, В. И. Толковый словарь русского языка/ В.И. Даль. − М.: Эксмо-Пресс, 2001. – С.59−60.
6. Даль, В.И.Пословицы русского народа / В.И. Даль. − М.: АСТ. Астрель, 2000. − 752 с.
7. Дьячкова, Г.Т. Литературное чтение. 2−4 классы: внеклассные занятия / Г.Т. Дьячкова. – М.: Учитель, 2007. − 168 с.
8. «Жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство». − М.: Художественная литература, 2016. – 590 с.
9. Журова, Л.Е. Букварь. 2 часть / Л.Е. Журова , А.О. Евдокимова. – М.: Вентана Граф, 2013. − 160 с.
10. Кулешов, А.Г. Традиции. Фольклор. Дети. Приобщение детей и юношества к ценностям традиционной культуры на примере декоративно-прикладного искусства: сборник статей, прог рамм и методических материалов / А.Г. Кулешов . − М.: Государственный республиканский ц ентр русского фольклора, 2015 . − 248 с.
11. Клиншова, Н.А. О возможностях использования пословиц из сборника В.И. Даля на уроках чтения / Н.А. Клиншова. // Начальная школа. − 2014. − № 11 – С. 40−41.
12. Колпакова, Н.П. Малые жанры русского фольклора. Пословицы, поговорки, загадки / Н.П. Колпакова. − М.: Высшая школа, 2016. – 400 с.
13. Климанова, А.Ф. Литературное чтение. Пособие для учителя / А.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. − М.: Вентана Граф, 2012. −

 В 1 классе учащимся предлагаются произведения малых фольклорных форм: потешки, колыбельные, небылицы, загадки, считалки. Скороговорки, побасенки, пословицы. Они хороши тем, что небольшой объем текста позволяет детям без особых затруднений читать и перечитывать их, при этом совершенствовать технику чтения. В учебниках параллельно с фольклорным произведением дается его литературный (авторский) аналог (например, «Загадки» С.Я. Маршака, «Я видел» С. Маршака, «Искалочка» В.Берестова).
 В разделе «Там чудеса» представлены русские народные сказки «Лиса и рак», «Петушок и бобовое зернышко», ингушская сказка «Заяц и черепаха», американская сказка «Вот он, вор», армянская сказка «Заказчик и мастер», а также литературные сказки А. Пушкина «Сказка о царе Салтане», Х.К. Андерсена «Принцесса на горошине».
   В 3 классе сказки включены в разделы «За добро стой смело», «Труд кормит, а лень портит», «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает», «Любовь – волшебная страна» вместе с другими видами литературных произведений.
 В структуру курса «Литературное чтение»   ( УМК «Начальная школа XXI века»), который создан  Л.А. Ефросининой, М.И. Омороковой, в первом полугодии 1-го класса включён интегрированный курс «Литературное слушание», ведущая идея которого углубить процесс восприятия художественного произведения, поддержать и развить интерес к чтению в тот период, когда сам ребенок ещё недостаточно обладает навыком самостоятельного чтения. Исходя из этого, уроки литературного слушания не столько решают дидактические задачи, сколько развивают оценочные суждения первоклассников, умение анализировать эмоциональные состояния, вызванные слушанием конкретного произведения. Особое внимание авторы данной программы уделяют созданию эмоционально-положительной атмосферы обучения младших школьников, развитию их учебной инициативы и самостоятельности.
   Рассмотрим систему работы с произведениями фольклора в данном курсе. В первом классе учащиеся познакомились