Формирование знаний о животных родного края у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр
ВВЕДЕНИЕ
Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к себе и к окружающим людям.
Исследованиями в области формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста занимались Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, П.Г. Саморукова, И.А. Хайдурова и другие.
Изучение природы, начиная с раннего дошкольного возраста, открывает для ребенка дальнейший путь логического постижения законов мира. Живой контакт, с природой усиливает эмоциональную наполненность ее восприятия. Все вместе рождает ощущение единства человека и природы, взаимообусловленность их влияния друг на друга, воспитывает ответственность человека перед миром за свои деяния.
Экологическое образование дошкольников строится на знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ, в том числе домашних и диких животных, на чувственном познании и наблюдении доступных пониманию в
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………………...3
1 Теоретические аспекты проблемы формирования знаний о животных родного края у детей младшего возраста посредством дидактических игр
1.1 Анализ проблемы формирования знаний о животных в психолого-педагогической литературе……………….………………………………………………6
1.2. Анализ программ дошкольного образования по формированию представлений о животных родного края…………………………………………………………………...9
1.3 Особенности организации дидактических игр с детьми младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………………...20
1.4. Методика формирования знаний о животных родного края у младших дошкольников посредством дидактических игр………………………………………29
Вывод по первой главе………………...………………………………………………...32
2 Практическая работа по формированию знаний о животных родного края у детей младшего дошкольного возраста с использованием дидактических игр
2.1 Диагностика сформированности знаний о животных родного края у детей младшего дошкольного возраста
2.2 Использование дидактических игр для формирования знаний о животных родного края у детей младшего дошкольного возраста
Заключение……………………………………………………………………………….34
Список используемых источников……………………………………………………..36
Приложение..………………………………………………………………………..……39
Список используемых источников
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утвержден Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от « 17 » октября 2013 г. № 1155)
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года (в ред. ФЗ от 07.05.2013 N 99-ФЗ, от 23.07.2013 N 203-ФЗ)/СПС Консультант Плюс
Образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой и Л. М. Гурович.– М., 2014 -324 с.
Образовательная программа дошкольного образования «Истоки» [Текст] / Под редакцией Л.А. Парамоновой. – М., 2014. - 256 с.
От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 304 с
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» [Текст] / Под ред. В.Т. Кудрявцева. – М.: Вентана-Граф, 2014. – 264 с.
Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования«Юный эколог» [Текст] / Под ред. С.Н. Николаевой М., 2016. – 202 с.
Аристовский, Т. В. Экологические представления о живой природе [Текст]: учебное пособие / Т. В. Аристовский, И. Д. Зверев, З. П. Плохий. – М.: Наука, 2013. – 634 с.
Арсентьева, В. П. Игра-ведущий вид деятельности в дошкольном детстве [Текст]: учебное пособие / В. П. Арсентьева. - М.: ФОРУМ, 2009. - 144 с.
Артемова, Л. В. Игры в ДОУ [Текст]: методическое пособие / Л. В. Артемова, Н. И. Ветрова. – М.: ЦГЛ, 2014. – 488 с.
Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду [Текст]: методическое пособие. -М., 2008. - 56 с.
Будникова, Т. А. Формирование знаний о животных у детей дошкольного возраста / Т. А. Будникова, Е. С. Дунаева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2020 г.). — Казань : Молодой ученый, 2020. — С.
Вербицкая, В. В. Формирование
Таким образом, экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательного процесса. Именно в дошкольном возрасте закладывается основная база знаний, привычек. Восприятия и отношение к животному, растительному миру и природе в целом. Поэтому в дошкольной педагогике экологическому воспитанию отводится одно из ведущих мест. В дошкольном возрасте у детей формируются представления об особенностях внешнего вида, повадках диких и домашних животных, их приспособленности к среде обитания, о сезонных изменениях в жизни животных, признаках живого.
В период дошкольного возраста накапливается большой объем знаний о природе. Однако основная часть этих знаний- разрозненные конкретные сведения об отдельных видах живых организмов, наиболее характерных особенностях их строения и поведения. Это проявляется в том, что ребенок может узнать и назвать животное, рассказать о наиболее ярких признаках его внешнего вида, повадках. Сведения же об особенностях жизни животных (где обитают, характер питания, сезонные изменения) у детей разрозненные и неконкретные.
Еще одна важная особенность, которую обнаружили исследователи, заключается в том, что даже те понятия