Поликультурное воспитание старшеклассников
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена динамическими изменениями в жизни современного общества, позволяющими обнаружить важное направление его развития—поликультурность информационного, экономического, правового пространства Очевидной становится проблема формирования поликультурной грамотности личности, способной свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, воплощая их в достойных образцах цивилизованного поведения в процессе взаимодействия с представителями различных стран, народов и их культур.
Однако в школьной практике наблюдается недостаточное внимание к организации образовательного процесса старшеклассника, создающего гетерогенный контекст формирования поликультурной грамотности личности в работе со старшеклассниками, как правило, отрабатывается механизм узконаправленного межкультурного взаимодействия без учета логики базовых элементов культур, развивающих способности полифоничного видения мира.
Важной задачей педагогической на
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы поликультурного воспитания старшеклассников…………...9
1.1. Сущность и значение поликультурного воспитания обучающихся ............9
1.2 Особенности поликультурного воспитания старшеклассниковов в современной школе................................................18
1.3 Современные формы, методы поликультурного воспитания подростков в современной школе………..………….......31
Выводы по первой главе…………………………………………...….………44
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации поликультурного воспитания старшеклассников ………….......................47
2.1 Поликультурное воспитание на уроках казахского языка и литературы..........................................................................................................47
2.2. Реализация форм, методов поликультурного воспитания старшеклассников в современной школе............................................................52
2.3. Анализ результатов изучения поликультурного воспитания старшеклассников в современной школе………………………………………61
Выводы по второй главе………………………….……………………………..70
Заключение………………………………………………………….….………...73
Библиографический список литературы……………………………………….76
Приложения……82
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Бахтин Л. М. Два способа изучать культуру // Вопросы философии. – 1986. – № 12. –С. 30.
Аксенова А. Ю. Роль этнокультурных традиций в нраственном воспитании современных школьников. Спб., 2004, 45-47 с.
Аракелян О.В. Поликультурная школа – новая модель с системе образования ( журнал «Воспитание школьников», №, 2010, с.11-17. 5.
Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Учебное пособие. М., 1993.-352 с.
Атласова М.М. Педагогические методы поликультурного воспитания // Наследие предков и современный тюркский мир, языковые и культурные аспекты. 2020. С. 696-700.
Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 558 с.
Балицкая И.В. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2003. – 60 с.
Абсалямова А. Теория и практика межнациональных отношений с системе образования. «Учитель Башкортостана», 2003, №4, с.90-92
Белинская Е. Система ценностей личности в перспективе толерантности // Век толерантности. Научн. публ. Вестник. 2003. Вып. 5. с.61-72. 14.
Бердяев H.A. Русская идея. Судьба России. - М.: «Изд-во В. Шевчук», 2000. - 541 с.
Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность. - М: Знание, 1990. - 64 с.
Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С. 33.
Бидова Б.Б. Формирование толерантности студента в поликультурной образовательной среде // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 24-25.
Богуславская С.М. Принципы ненасилия как основа диалога культуры // Роль университетской науки в региональном сообществе: сб. материалов междунар. науч.-практич. конф. - М.Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. - С. 162-165.
Большой энциклопедический словарь: 20-е изд., перераб. и доп. – М.: БРЭ; СПб.: Норинт, 1998. 1456 с.
Борытко Н. М. В пространстве воспитательной деятельности: монография. – Волгоград: Перемена, 2001. – 181 с.
Ботнарь В. Д., Суслова Э.К. Воспитание у детей эмоционально положительного отношения к людям ближайш
В рамках нашего исследования ряд мероприятий, которые проводятся в стенах школ, должны иметь мотивационную направленность на готовность учащихся к межэтническому взаимодействию, формирование творческой самореализации, патриотического настроя, демократического характера, основанных на взаимоуважении через диалог культуры [24].
Ряд форм поликультурного воспитания не теряют актуальности и сохраняют воспитательный потенциал: беседы, игры, акции, праздники. Под методами воспитания понимаем способы осуществления целей и задач воспитания поликультурной направленности, к которым относятся беседа, рассказ, поощрение, лекция, пример, внушение и т.п. Точное воздействие на учащихся оказывают такие приемы воспитания, как просьба, совет, одобрение и т.п. [18].
Немаловажное влияние оказывает подбор средств воспитания, к которым относятся устное народное творчество, кухня разных народов, иск