Изучение личностной и социальной идентичности детей дошкольного возраста
Введение
Актуальность темы исследования. Развитие личности в дошкольном возрасте сопряжено с формированием системы представлений о себе (Я-копцепция), временной перспективы, иерархии мотивов, уровня притязаний и самооценки.
Временная перспектива - совокупность представлений человека о своем психологическом прошлом, настоящем и будущем, измеряемая протяженностью и плотностью жизненных событий и их связанностью в единое целое.
Уровень притязаний формируется благодаря обобщению опыта достижения успехов и преодоления ошибок и неудач. Отношение ребенка к своим успехам и провалам во многом зависит от родительских ожиданий и их оценки успешности ребенка в целом.
Для формирования и поддержания положительной самооценки ребенку, при помощи взрослых, очень важно найти область деятельности, в которой он будет достаточно успешен. Поскольку самооценка дошкольника неустойчива и подвержена влиянию чужих оценок, важно расширять представления ребенка о себе, своих достоинствах и слабых мест
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ..................................................................................................................3
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ........5
1.1.Психологические исследования личностной идентичности.............................5
1.2.Психологические исследования социальной идентичности...........................10
1.3.Психологические и педагогические исследования идентичности детей дошкольного возраста...............................................................................................14
Выводы по главе 1.....................................................................................................21
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА................................................................................23
2.1.Организация исследования.................................................................................23
2.2.Исследование идентичности детей среднего дошкольного возраста (средняя группа)........................................................................................................................24
2.3.Исследование идентичности старшего дошкольного возраста (подготовительная группа).......................................................................................27
2.4.Сравнительный анализ идентичности детей среднего и старшего дошкольного возраста)..............................................................................................30
Выводы по главе 2.....................................................................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..........................................................................................................33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..................................................35
ПРИЛОЖЕНИЕ.........................................................................................................39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Балин В.Д. Теоретическая психология: учебное пособие для вузов. - М.: Юрайт, 2022. - 210 с.
2. Барсукова О. В., Чумакова Е. В. Личностная и социальная идентичность детей дошкольного возраста // Всероссийская научно-практическая конференция. Личность в культуре и образовании: психологическое сопровождение, развитие, социализация. Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Южный федеральный университет, 2016. - №. 4. - С. 15-20.
3. Белопольская Н.Л. Половозрастная идентификация: методика исследования детского самосознания: руководство. - М.: Когито-Центр, 2002. - 25 с. (Психологический инструментарий).
4. Бутенко Н.В., Никитина Е.Ю., Богачев А.Н. Психологический регулятив позитивной социализации детей дошкольного возраста // Вестник Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. 2021. № 2. - С. 224-244.
5. Волков Р.С. и др. Актуальные направления зарубежных исследований идентичности подростков // Современная зарубежная психология. 2022. № 2. - С. 122-130.
6. Выготский Л.С. Психология развития. Избранные работы. - М.: Юрайт, 2022. - 281 с.
7. Выготский Л.С. Лекции по психологии. Мышление и речь. - М.: Юрайт, 2022. - 432 с.
8. Григорьева И.А. Представления о гендерной идентичности детей дошкольного возраста // Проектно-инновационная деятельность в образовательных учреждениях: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 10 октября 2019 года / Под редакцией П.В. Ткаченко. - Курск: Курский государственный медицинский университет, 2019. - С. 64-67.
9. Гудзовская А.А. Идентичность школьников в транзитивном обществе // Социальные явления. 2020. № 1. - С. 52-59.
10. Гуревич П.С. Психология. Учебник. - М.: КноРус, 2022. - 440 с.
11. Гурская Т.В. Роль информационных технологий в формировании мотивационной готовности к школе, как составляющей социальной самоидентичности у старших дошкольников // Научные исследования, разработки и практические внедрения: материалы VII Международной научно-практической конференции : в 2 ч., Ставрополь, 31 января 2022 года. Том Часть 1. - Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью «Ставропольское издательство «Параграф», 2022. - С. 230-233.
12. Ефимова Н.С. Основы общей психологии. Учебник. - М.: Форум, 2022. - 288с.
13. Захарова Л.М., Дормидонтова Л.П. Формирование социокультурной идентичностидетей 5-10 лет в условиях региональной системы образования // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 6. - С. 28-30.
14. Караванова Л.Ж. Психология Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2021. - 264с.
15. Кузьмин М.Ю. Сравнение идентичности и ее динамики у младших школьников, подростков и лиц юношеского возраста // Российский психологический журнал. 2017. № 2. - С. 67-89.
16. Леонтьев А.Н. Лекции
В этом возрасте дети стремятся выйти из абсолютной зависимости от взрослых, что часто проявляется в реакциях негативизма: они отвергают любую помощь взрослых, даже если объективно в ней нуждаются. Чувство независимости укрепляет самооценку ребенка, позволяя планировать и реализовывать активность в новых ситуациях общения и познания.
Для формирования идентичности и адекватной самооценки детей важно найти баланс между активностью и безопасностью, дисциплиной и самовыражением.
Для развития Я-концепции в дошкольном возрасте важны два условия: более полезным оказывается выявление черт отличия от других людей, а не констатация своих уникальных особенностей; способность к рефлексии побуждает ребенка задумываться о том, как его воспринимают другие люди.
Важным индивидуализирующим параметром развития идентичности в дошкольном возрасте является имя ребенка, которое входит в структуру образа Я и используется в качестве одного из ведущих качеств в самоописании.