Дидактические наглядные средства музыкального обучения (на примере младших классов обычной школы, уроки музыки)
Введение
В настоящее время проблема духовно-нравственного развития личности занимает одно из основных мест как в системе научно-психологического и педагогического знания, так и в образовательной практике. В основе различных психолого-педагогических направлений лежит поиск источника духовно-нравственного роста личности.
Младший школьный возраст является благоприятным периодом для развития творчества и способностей детей в художественных видах деятельности, в числе которых выступает музыкальная деятельность.
Человеком, помогающим детям осваивать данный вид деятельности, является педагог. Деятельность педагога в целом, является многоплановой. Она направлена на организацию музыкальной деятельности детей, в процессе которой раскрываются творческие способности, осуществляется развитие их личности в целом.
Проблема методов и организационных форм воспитания считается достаточно разработанной в педагогике. Восприятие и освоение учебного материала должно восприниматься учениками на им
Содержание
Введение 3
1. Теоретические основы применения принципа наглядности на этапе младшего дошкольного образования 5
1.1 Сущность проблемы. Психолого-педагогические концепции 5
1.2 Классификация наглядных средств обучения и их свойства 8
Выводы по 1 главе 12
2. Дидактичные условия эффективности использования наглядности в процессе изучения учебного материала на уроках музыки в начальной школе 13
2.1 Аналитическое исследование 13
2.2. Экспериментальное исследование развития ассоциативного мышления у детей младшего школьного возраста 15
2.3. Определение эффективности, анализ проведенного эксперимента 24
Заключение 27
Список использованной литературы 29
Список использованной литературы
Абдуллин Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б.Абдуллин, Е.В.Николаева. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 336 с.
Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя музыканта. – М.: Лад ОС, 2000. – 434 с.
Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1983. - 435 с.
Баренбойм Л.А. Музыкальная педагогика и исполнительство. – М.: Музыка, 1974. – 244 с.
Васильева Т.Т. Приобщение учащихся к народной культуре / Т.Т. Васильева // Школа и производство. – 2004. № 5 – 174 с.
Ветлугина Н.А. Методика музыкального воспитания в детском саду: Учеб. пособие. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1989. – 453 с.
Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1996. – 324 с.
Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методы музыкального воспитания в школе. – М.: Просвещение, 1989. – 256 с.
Зимина А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста. М., 2000. – 412 с.
Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца: Кн. для учителя. – М., 1984. – 357 с.
Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке? – М., 1989. – 548 с.
Кабалевский Д.Б. Про трех китов и многое другое. – М., 1972. – 845 с.
Концепция художественного образования как фундамент системыэстетического развития учащихся в школе //Искусство в школе. – М., 1991. № 1. – 88 с.
Леонтьев А.А. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – С-Пт.: Норма, 2000. – 646 с.
Лихачев Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие. – М.: Просвещение, 1985. – 536 с.
Курлаева Е.А. Возрастная психология. Учебное пособие. – С-Пб., Норма. 2011. – 186 с.
Медушевский В.В. Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства // Преподаватель. – М., 2011. № 6. – 135 с.
Михеева Л. Музыкальный словарь в рассказах. – М., 2004. – 98 с.
Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. – М., 1972. – 438 с.
Немов Р.Р. Психология детей младшего школьного возраста. – М.:
Рисунки, таблицы на занятиях музыкой в младших классах играют скорее иллюстративную роль. Основу их составляют художественно выполненные изображения изучаемых объектов или соответствующие фотоснимки, объединенные общей темой, а также текстовый, цифровой, графический материал. Особое место занимают справочные и инструктивные таблицы, а также схемы-таблицы. Они предназначены для длительного пользования. Таблицы используются для обобщения, и для сравнения, и для справок при выполнении самостоятельной работы и при самопроверке. В виде таблиц представляются тестовые контрольные задания.
Кроссворды, сканворды, ребусы также применяются педагогом на этапе контроля знаний у учащихся. По ним учащиеся составляют ответы на вопросы, предложения и небольшие рассказы по прослушанному музыкальному фрагменту, демонстрируют уровень владения музыкальным теоретическим материалом.
Видео презентации, фотоизображения, видео показы фрагментов музыкально