Поликультурное образование и воспитание на современном уровне

Скачать магистерскую диссертация работу с рассмотрением условия формирования поликультурной грамотности старшеклассника в образовательном процессе
Author image
Askar
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
20.07.2024
Объем файла
2924 Кб
Количество страниц
109
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2720 руб.
3400 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Актуальность исследования обусловлена динамическими изменениями в жизни современного общества, позволяющими обнаружить важное направление его развития—поликультурность информационного, экономического, правового пространства. Очевидной становится проблема формирования поликультурной грамотности личности, способной свободно ориентироваться в поликультурном мире, понимать его ценности и смыслы, воплощая их в достойных, образцах цивилизованного поведения в процессе взаимодействия с представителями различных стран, народов и их культур. Однако в школьной практике наблюдается недостаточное внимание к организации образовательного процесса старшеклассника, создающего гетерогенный контекст формирования поликультурной грамотности личности В работе со старшеклассниками, как правило, отрабатывается механизм узконаправленного межкультурного взаимодействия без учета логики базовых элементов культур, развивающих способности полифоничного видения мира.

Введение…………………………………………………………………………...

Глава 1. Поликультурное образование и воспитание на современном уровне ………………………………………………………………………………

1.1. Поликультурное воспитание — понятие социальное.............................................................................................................

1.2. Республика Казахстан — поликультурное общество..................................

1.3 Современные формы, методы поликультурного воспитания подростков  в современной школе …………………………......................................................

Выводы по первой главе…………………………………………...……………

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по реализации форм, методов поликультурного воспитания старшеклассников

 в школе……………………………………………………………………………

  2.1 Поликультурное воспитание на уроках казахского языка и литературы..

2.2. Анализ результатов изучения поликультурного воспитания старшеклассников в школе, методические рекомендации по реализации форм и методов поликультурного воспитания старшеклассников.............................

Выводы по второй главе………………………….……………………………..

Заключение………………………………………………………….….………...

Библиографический список литературы……………………………………….

Приложение……………………………………….………………………………

1. Бахтин Л. М. Два способа изучать культуру // Вопросы философии. – 1986. – № 12. –С. 30. 

2. Аксенова А. Ю. Роль этнокультурных традиций в нраственном воспитании современных школьников. Спб., 2004,  45-47 с.

3. Аракелян О.В. Поликультурная школа – новая модель с системе образования ( журнал «Воспитание школьников», №, 2010, с.11-17. 5.

4. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. Учебное пособие. М., 1993.-352 с.

5. Атласова М.М. Педагогические методы поликультурного воспитания // Наследие предков и современный тюркский мир, языковые и культурные аспекты. 2020. С. 696-700. 

6. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. – М.: Педагогика, 1989. – 558 с. 

7. Балицкая И.В. Поликультурные аспекты образования: учебное пособие – Южно-Сахалинск: СахГУ, 2003. – 60 с. 

8. Абсалямова А. Теория и практика межнациональных отношений с системе образования. «Учитель Башкортостана», 2003, №4, с.90-92

9. Белинская Е. Система ценностей личности в перспективе толерантности // Век толерантности. Научн. публ. Вестник. 2003. Вып. 5. с.61-72. 14. 

10. Бердяев H.А. Русская идея. Судьба России. - М.: «Изд-во В. Шевчук», 2000. - 541 с.

11. Библер B.С. Нравственность. Культура. Современность. - М: Знание, 1990. - 64 с.

12. Библер В.С. Культура. Диалог культур // Вопросы философии. – 1989. – № 6. – С. 33. 

13. Бидова Б.Б. Формирование толерантности студента в поликультурной образовательной среде // Педагогика высшей школы. — 2016. — №1. — С. 24-25.

14. Богуславская С.М. Принципы ненасилия как основа диалога культуры // Роль университетской науки в региональном сообществе: сб. материалов междунар. науч.-практич. конф. - М.Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2003. - С. 162-165. 

15. Большой энциклопедический словарь: 20-е изд., перераб. и доп. – М.: БРЭ; СПб.: Норинт, 1998.  1456 с.

Поликультурное воспитание – это способ противостоять расизму, предубеждениям, ксенофобии, предвзятости, этноцентризму, ненависти, основанной на культурных различиях (Дмитриев Г.Д.), альтернатива интернационального воспитания, означающая "интегративно-плюралистический процесс с тремя главными источниками: русским, национальным и общечеловеческим" (Джуринский А.Н.), подготовка к жизни в полиэтническом социуме: овладение культурой своего народа, формирование представлений о многообразии культур и воспитание этнотолерантности" (Палаткина Г.В.),  "формирование человека, способного к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающего развитым чувством понимания и уважения других культур, умения жить в мире согласии с людьми разных национальностей" (Макаев В.В, Малькова З.А., Супрунов Л.Л.). [3]

            Таким образом, поликультурное воспитание это не просто диалог культур, налаживание связей между сообществами людей, но и общение, погружение в специфику другой культуры, умение адекватно реагировать на проявления другой культуры и вместе с тем развивать собственную личную культуру, обогащать свой духовный мир.

            Казахстан, являясь многонациональной страной, на территории которой мирно существует около 130 национальностей, не мог не отреагировать на новое направление педагогической мысли. В 1990-х годах были разработаны новые концепции образования, в том числе и концепция этнокультурного образования, в которой дается подробное определение "поликультурной личности". Согласно данной концепции, "поликультурная личность – это индивид с развитым лингвистическим сознанием. Знание родного и государственных языков, изучение иностранного языка расширяют кругозор личности, содействуют ее многогранному развитию, способствуют формированию установки на толерантность и объемное видение мира". [4] Это определение как нельзя лучше дает нам представление о том, каким должно быть новое поколение. Учитывая сложившуюся ситуацию, когда большинство детей с раннего детства изучают два языка (как правило, родной и государственный), знают обычаи и традиции, как минимум,  двух народов, в Казахстане не стоит вопрос о воспитании толерантности. Полиязыковые личности, то есть люди, владеющие двумя и более языками, свободно переключающиеся с одного языка на другой, знающие и уважающие культуру того народа, на языке которого они говорят, не могут относиться друг к другу нетерпимо или с ненавистью. Поэтому поликультурное образование в Казахстане имеет несколько иные приоритеты, чем воспитание уважения и терпимости друг к другу. В нашей стране целью поликультурного образования является развитие общей культуры человека, знание других культур, ориентированных на другого, предрасположенного к диалогу с ним.