Представления о геометрических фигурах у детей 6–7 лет
Дошкольная образовательная организация выполняет важную задачу подготовки детей к школе. От того, насколько хорошо и своевременно ребенок подготовится к школе, во многом зависит успешность дальнейшего обучения ребенка. Одним из основных предметов в школе является математика. Поэтому математическая наука имеет свое развивающее влияние. Его изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует усидчивость, терпение и творческий потенциал личности.
Представления о геометрических фигурах у детей 6–7 лет играют важную роль в формировании элементарных математических представлений и познания окружающего мира. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование доступных для ребенка дошкольного возраста представлений, эталонов, отражающих признаки, свойства и отношения предметов и объектов окружающего мира.
Введение
Глава 1 Теоретические основы развития представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет в процессе дидактической игры
1.1 Особенности развития представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет
1.2 Возможности дидактической игры как средства развития представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет
Глава 2 Экспериментальное исследование влияния дидактической игры на развитие представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет
2.1 Выявление первичного уровня представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет
2.2 Педагогические условия реализации дидактической игры для развития представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет
2.3 Динамика уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет
Заключение
Библиографический список
Приложение
1. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Текст] // Российская газета. – № 265. – 25.11.2013
3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/a87d3709aa01857b67d2d04477b1d8458572e62e/
4. Абраухова, В.В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО [Текст] /В.В.Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. –117 с.
5. Аванесова, В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей // Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / – М.: 1981. – 185с.
6. Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника [Текст] / под ред. Н.Н.Подьякова. – М.: 2000. – 263с.
7. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] /Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2015 . – 208 c.
8. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. -М., 2004. Вопросы теории и практики [Текст]: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В.Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 400 с.
9. Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] / Ф.Н. Блехер.– М.: Просвещение, 2010. – 224с.
10. Бондаренко, А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре [Текст]– М.: Академия, 2009. – 256 с.
11. Венгер, Л.А. 1) Игры и упражнения на развитие умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст]: Учебное пособие / Л.А. Венгер – М.: Просвещение, 2012.– 127 с. 2) Проблема формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте. - М., 1980. - 144 с.
12. Венгер, Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста [Текст] – Просвещение, 2011.
13. Внедрение ФГОС ДО в практику работы дошкольных образовательных организаций [Текст] – М.: Детство-Пресс, 2014. – 384 c.
14. Габова, М.А. Дошкольная педагогика. Развитие пространственного мышления и графических умений: учебное пособие для вузов [Электронный ресурс] / М.А.Габова. – 2-е изд., испр. и доп.– Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 151 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) определяет направленность образовательной программы дошкольного образовательного учреждения на обеспечение развития личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает пять образовательных областей, одним из которых является познавательное развитие. Данная область предполагает развитие интересов детей, любознательности, формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) и т.д. (п.2.6 ФГОС ДО) [1; 2].
С.А.Козлова под развитием понимает происходящие в человеке последовательные и закономерные изменения в психике и его биологической природе. Развитие - это процесс движения, изменения, переход от старого к новому качественному состоянию. В педагогике говорят о развитии возрастном (особенности и закономерности развития, присущие каждому возрасту), индивидуальном (индивидуальные особенности развития), личностном (возникновение у ребенка личностных качеств, их особенности) [20].