Формирование коммуникативных учебных действий у третьеклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности

Цель исследования: теоретически обосновать и опытно-экспериментальным путем подтвердить эффективность формирования коммуникативных учебных действий у третьеклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности
Author image
Timur
Тип
Магистерская диссертация
Дата загрузки
05.08.2022
Объем файла
734 Кб
Количество страниц
95
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
4640 руб.
5800 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение

Актуальность данного исследования обусловлена современной системой образования РФ, которая реализуется Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Этот стандарт предполагает, что обучающийся с задержкой психического развития имеет право получать образование, которое полностью соответствует его итоговым достижениям к моменту завершения обучения. Ко всему прочему обучающийся не должен иметь ограничений по возможностям здоровья, в те же сроки обучения (4 года), пролонгированные (5 лет).
Основой Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся служит системно-деятельностный подход, при помощи которого происходит формирование личности ученика, отвечающего запросам современного информационного общества, инициативного и компетентного гражданина России.
Следовательно, основной целью и результатом образования является развитие всесторонней личности учащегося за счёт усвоения универсальных учебных действий, в которые и входит развитие коммуникативных учебных действий – это один из важнейших этапов формирования коммуникативно-речевого умения. Ведь учебные действия, которые были сформированы в определенных условиях, почти на сто процентов гарантируют становление социального развития и адаптацию обучающихся с задержкой психического развития. Кроме того, хорошо развитые коммуникативные учебные действия, были и остаются неотъемлемой частью социального пространства, так как после окончания учебного заведения, человек (обучаемый) попадает в среду, где приходиться делать самостоятельный выбор. В основе этого выбора лежит развитый уровень адаптации к обществу, а также приобретенные коммуникативные учебные действия.
Проблема формирования коммуникативных учебных действий освещена в трудах О.М. Арефьевой, А.Г. Асмолова, Л.Н. Бахаревой и других. Также, труды Л.С. Выготского создали основу для рассмотрения, в будущем развитие коммуникативных учебных действий, как общения, как качества главного условия личностного развития и воспитания детей [12, с. 33]. В современной науке, также есть ряд исследований, которые в той или иной мере освещали в своих трудах особенности общения детей с ЗПР, это Д.И. Бойков, О.В. Защиринская, В.И. Лубовский и др. Акцент выше представленных авторов являются особенности высших психических функций, участвующих в обеспечении процесса общения, структуре межличностных отношений детей, особенностях речи как средства общения, и социальной перцепции. Это неспособность использования речь, в качестве основного средства общения. 

Оглавление

Введение …………………………………………………………………… 

Глава 1. Теоретические аспекты формирования коммуникативных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

1.1. Коммуникативные учебные действия как результат освоения ФГОС НОО обучающихся с ЗПР………………….. 

1.2. Особенности сформированности коммуникативных учебных действий у третьеклассников с задержкой психического развития…………………………………………………………. 

1.3. Психолого-педагогические подходы к оцениванию и формированию коммуникативных учебных действий у обучающихся начальной школы с задержкой психического развития………………………………………………………… 

Глава 2. Экспериментальная работа по выявлению особенностей сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников с задержкой психического развития

2.1. Организация и методика обследования сформированности коммуникативных учебных действий у обучающихся начальной школы с ЗПР……………………………………….. 

2.2. Анализ результатов обследования сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников с ЗПР …………………………………………....... 

Глава 3. Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативных учебных действий у третьеклассников с ЗПР во внеурочной деятельности

3.1. Система работы по формированию коммуникативных учебных действий у третьеклассников с ЗПР во внеурочной деятельности……………………………………........................

3.2. Результаты формирующего эксперимента по формированию коммуникативных учебных действий у третьеклассников с ЗПР……………………………………………………………….

Заключение………………………………………………………………….

Библиографический список……………………………………………….

Приложение ……………………………………………………………….. 

Библиографический список

1. Арефьева, О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников [Текст] / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс дои после. – №3. – 2012. – С.24-29.

2. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли [Текст] / Пособие для учителя // А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. –М.: Просвещение, 2009. –127-135 с

3. Асмолов, А.Г. Формирование УУД в основной школе: от действия к мысли [Текст] / Система заданий // А.Г. Асмолов. – М.: Просвещение, 2010. –159 с.

4. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность сельских школьников: как лучше ее организовать [Текст] / Народное образование // Л. В. Байбородова. –  2013. – №1. – С. 227-232.

5. Бахарева, Л.Н. Коммуникативная компетентность личности [Текст] / Материалы ежегодной научной конференции рязанского государственного медицинского университета имени академика И. П. Павлова: сб. трудов конференции // Л.Н. Бахарева, О.А. Федосова, Е. Н. Соколина. – Рязань, 2011. – 353 с.

6. Богачева, Г.Г. Внеурочная деятельность как средство формирования социальной компетентности учащихся [Текст] / Актуальные задачи педагогики: материалы V междунар. науч. конф. // Г.Г.  Богачева. – Чита: Издательство Молодой ученый, 2014. – 106 с.

7. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности [Текст] / Учеб. метод, пособие // Д.И. Бойков. – СПб.: КАРО, 2009. – 288 с. 

8. Большая Советская Энциклопедия. – 3-е изд. – М.: Издательский дом «Стилос», 2009. – 672 с.

9. Брагуца, А.В. Развитие сотрудничества младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Начальная школа // А.В. Брагуца. – 2011. – № 6. – С. 53-56. 

10. Вахромеева, Т.А., Коробейникова, Н.Н. Формирование и оценивание УУД учащихся [Текст] / Управление школой // Т.А. Вахромеева, Н.Н. Коробейникова. – № 4.  – 2014. – С. 32-34. 

11. Вахромеева, Т.А., Коробейникова, Н.Н., Кужлева, И.М. Проектная задача как инструмент оценивания универсальных учебных действий [Текст] / Управление школой // Т.А. Вахромеева, Н.Н. Коробейникова, И.М. Кужлева.  – № 3. – 2014. – С. 22-25. 

12. Выготский, Л.С. Мышление и речь [Текст] / Л. С. Выготский. – М.: Педагогика, 2009. – 352 с.

13. Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст] / Методический конструктор: пособие для учителя // Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2011. – 223 с.

14. Громенко, Л.Н. Понятие коммуникативно-творческих способностей [Текст] / Таврический научный обозреватель // Л. Н. Громенко. – 2017. – №2. – С. 185-188.

15. Деменева, Н.Н. Формирование универсального действия прогнозирования на уроках [Текст]  / Начальная школа // Н.Н. Деменева.  – № 9. – 2013. –  С. 55-57. 

16. Евладова, Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС [Текст] / Воспитание школьников // Е.Б. Евладова. – 2012. – №.4. – С. 15-21.

17. Защиринская,О.В.Коммуникативное качество личности в контексте социализации детей с ЗПР[Текст]  / Психология детей с задержкой психического развития: Изучение,социализация, психокоррекция: хрестоматия // сост. О. В.Защиринская. –  СПб.: Речь, 2009. – 432 с.

18. Землянская, Е.Н., Ситниченко, М.Я. Научно-организационные основы внеурочной деятельности в начальной школе в условиях ФГОС. [Текст] / Наука и школа  // Е.Н. Землянская, М.Я. Ситниченко. – 2013. – №.5. – С. 23-24.

19. Зимняя, И.А. Педагогическая психология: учебник для ВУЗов. Изд.второе, доп. испр. Иперераб [Текст] / И.А. Зимняя. – М.: Логос, 2009. – 384 с.

20. Клубович, О.В. Формирование коммуникативных навыков в условиях нового ФГОС [Текст] / Начальная школа плюс до и после // О.В. Клубович. – 2011. – № 10. – С. 50-51. 

21. Козлов, Н.И. Коммуникация [Текст] / Энциклопедия практической психологии «Психологос» [Электронный ресурс] URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/kommunikaciya (дата обращения: 03.01.2020).

22. Косикова, Л.В. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у школьников [Текст] / Психология обучения // Л.В.  Косикова. – № 2. – 2014. – С. 121-123. 

23. Лапков, А.В., Шпедт, Т.А. Образовательное событие как средство формирования универсальных учебных действий учащихся [Текст] / Управление начальной школой // А.В. Лапков, Т.А. Шпедт. – № 4. – 2013. – С. 31-33. 

24. Латышев, Л.К. Теория, практика и методы преподавания: учебное пособие [Текст] / Л.К. Латышев. – Москва: Академия, 2009. – 190 с.

25. Леонова, Е.В. Развитие коммуникативных способностей младших школьников в условиях совместной творческой деятельности [Текст] / Начальная школа // Е.В. Леонова, А.В. Плотникова. – 2011. – № 7. – С. 91-96. 

26. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка [Текст] / М.И. Лисина; под ред. А. Г. Рузской. – М.: Педагогика, 2009. – 384 с.

27. Ломакина, Е.Н. Формирование познавательных универсальных учебных действий [Текст] / Методист // Е.Н. Ломакина. – № 5. – 2013. – С. 665. 

28. Лубовский, В.И. Задержка психического развития [Текст] / Специальная психология / Под ред. В.И. Лубовского. – М.: Педагогика, 2012. – 123.

29. Лубовский, В.И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей [Текст] / Науч-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук // В.И. Лубовский. – М.: Педагогика, 2009. – 104 с.

30. Махотин, Д.А. Методические основы формирования УУД [Текст] / Педагогическая мастерская. Все для учителя // Д.А. Махотин. – № 4. – 2014. – С. 8-10. 

31. Нечаев, М.П. Управленческие технологии организации внеурочной деятельности обучающихся в условиях реализации ФГОС [Текст] / Воспитание школьников // М.П. Нечаев. – 2013. – №.9. – С. 16-21.

32. Павлова, О.С. Нарушение коммуникативного акта у детей с ЗПР [Текст] / О.С. Павлова. – М.: Педагогика, 2009. – 304 с

33. Примерная основная образовательная программа начального общего образования для детей с задержкой психического развития [Электронный ресурс] URL: http://minobr.gov-murman.ru/files/Lows/Gener_edu/OVZ/07.pdf (дата обращения: 25.12.2019).

34. Свиридова, Л.А., Белогородцева, Е.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий [Текст] / Контроля и коррекции у учащихся начальной и средней школы // Л.А. Свиридова, Е.А. Белогородцева. – № 1. – 2014. – С. 8-10. 

35. Семёнова, М.А. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников во внеурочной деятельности [Текст] / Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. XXVIII междунар. науч.-практ. конф. // М.А.Семенова. – Новосибирск: СибАК, 2013. – 67 с.

36. Скрипова, С.В. Психолого-педагогические особенности формирования коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников [Текст] / Гуманитарные науки. Современное состояние и перспективы развития: сб. ст. в 1ч / гл. ред. С. В. Кусов // С.В. Скрипова. –Екатеринбург: Издательство «ИМПРУВ», 2017. – 25 с.

37. Старостина, О.А. Формирование универсальных учебных действий в ходе реализации новых образовательных стандартов [Текст] / Управление качеством образования // О.А. Старостина. – № 2. – 2013. – С. 90-95. 

38. Степина, О.С. Коммуникативные умения младших школьников с ЗПР [Текст] / Специальное образование: Научно-методический журнал // О.С. Степина. – Екатеринбург. –  2007. –  №8. – С. 52-59.

39. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 № 1598 [Электронный ресурс] URL: http://минобрнауки.рф/m/документы/5132. (дата обращения: 16.01.2020).

40. Хабарова, И.В. Особенности формирования высших психических функций у младших школьников с задержкой психического развития при различном типе темперамента [Текст] / СИСП (эл. журнал) // И.В.Хабарова, С. Н. Шилов, Н. Г. Виноградова, 2013. – №9(29).

41. Kim J.-R. Influence of teacher preparation programmes on preservice teachers’ attitudes toward inclusion // International Journal of Inclusive Education. – 2011. –V. 15, No 3.

42. Mayer J. D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence / J. D. Mayer, P. Salovey // Intelligence –2013. –Vol. 17 –Р.443–442.

43. Hoffman ElinM. Relationships between inclusion teachers and their students // Dissertation Abstracts International Section A: Humanities and Social Sciences. – 2011. – V. 71.

На основе анализа работ раскрыто содержание понятий «коммуникативные учебные действия», представляется  различными подходами, как к самому понятию, так и к структуре коммуникативных учебных действий, что отличаются в зависимости от трактовки учеными данного понятия и от видения ими базового элемента в составе данной структуры. Рассматривая коммуникативные умения и навыки как обеспечивающие эффективность коммуникативной деятельности личности, то есть имеют определенную цель, цели коммуникации и соответствующие механизмы их достижения, считаем, что структура коммуникативных умений должна быть представлена стратегическим и тактическим блоками, которые во взаимодействии описывают процесс коммуникации. 
Выявили уровень формирования коммуникативных учебных действий у третьеклассников с задержкой психического развития на констатирующем и контрольном этапах опытно-экспериментальной работы. По результату констатирующего этапа мы видим, что у обучающихся в преобладании средний и низкий уровни формирования коммуникативных учебных действий у третьеклассников с задержкой психического развития.Экспериментально подтвердили эффективность формирования коммуникативных учебных действий у третьеклассников с задержкой психического развития во внеурочной деятельности. Результаты контрольного этапа говорят о том, что проведенная целенаправленная работа организации внеурочной деятельности  оказала положительное влияние на формирование коммуникативных учебных действий у третьеклассников с задержкой психического развития.