Формирование культуры общения и поведения у младших школьников средствами игровой деятельности
Введение
Актуальность темы исследования обусловлена значимостью игровой деятельности в формировании культуры общения и поведения у младших школьников. Игровая деятельность в целом является эффективной формой образовательной и самостоятельной деятельности детей. Применение игр в соответствующих педагогических целях обусловлено особенностями развития младших школьников и нормативными требованиями к образовательному процессу.
Культура общения и поведения представляют собой многогранные понятия. Культура общения связана с коммуникативными навыками, представлениями о вербальном взаимодействии, реализацией общения ребенка со сверстниками и взрослыми. Культура поведения связана с системой нравственных и этических ценностей, которые проявляются в поведении ребенка. Формирование культуры общения и поведения является обязательным требованием в рамках начального общего образования.
Для формирования культуры общения и поведения применяются различные средства и методы – обучающие задания и
Оглавление
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры общения и поведения у младших школьников………………………………………… 6
1.1. Сущность и содержание понятий «культура общения» и «культура поведения»…………………………………………………………………… 6
1.2. Методы и средства формирования культуры общения и поведения младших школьников………………………………………………………. 12
1.3. Роль и значение игры в формировании общения и поведения младших школьников……………………………………………………….. 25
Выводы по 1 главе…………………………………………………………… 33
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию культуры общения и поведения младших школьников в игровой деятельности….. 34
2.1. Анализ диагностических процедур у младших школьников……………………..……………………………………………. 34
2.2. Организация работы по формированию культуры общения и поведения путем игровой деятельности…………………………………… 44
2.3. Рекомендации учителям по использованию конфликтных игровых ситуаций в воспитании корректного поведения младших школьников…. 56
Выводы по 2 главе…………………………………………………………… 60
Заключение…………………………………………………………………… 61
Список использованных источников………………………………………. 64
Приложения…………………………………………………………………... 67
Список использованных источников
Аблаева Л.Ф. Игровые технологии на уроках в начальной школе // Ta’lim fidoyilari. – 2022. – № 1. – С. 48-53.
Агафонова В.А., Сатарова Л.А. Формирование культуры речи у младших школьников // Вестник Московского государственного областного университета. – 2019. – № 2. – С. 6-12.
Акишева А.К., Жусупова М.К. Проблемы формирования культуры речи в начальной школе // Наука и реальность. – 2021. – № 1 (5). – С. 89-91.
Арябкина И.В., Бигеева А.Г., Толпегина А.М. Роль культуры в социализации младшего школьника // Эпоха науки. – 2019. – № 18. – С. 114-118.
Бегиева Б.М., Кабжихов А.А. Роль игровой технологии в обучении и воспитании младших школьников // Вопросы науки и образования. – 2020. – № 3. – С. 12-14.
Бекболатова З.А. Методы и средства развития культуры общения младших школьников в условиях общеобразовательной школы // Вестник Майкопского государственного технологического университета. – 2018. – № 3. – С. 22-25.
Брешковская К.Ю., Брешковская К.Ю., Панферова Е.В., Карандеева А.В. Формирование коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности // Sciences of Europe. – 2019. – № 45-3. – С. 65-67.
Власенко С.В., Корягина О.В., Карпова В.О. Роль развивающих игр в обучении младших школьников // Наука и реальность. – 2021. – № 4. – С. 139-144.
Воронова М.Е. Игра как средство воспитания и развития младших школьников // Вестник магистратуры. – 2018. – № 12-2(87). – С. 53-55.
Воронова М.Е. Роль дидактической игры в процессе обучения младших школьников // Вестник магистратуры. – 2019. – № 1-2. – С. 121-122.
Газаева Л.В., Атемова Ф.М. Формирование культурно-речевых навыков младших школьников посредством внеурочной деятельности // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5. – С. 126-128.
Гакаева А.Х. Культура речи в младших классах и методы ее развития // Инновационные педагогические технологии: материалы III Международная научная конференция. – Казань: Бук, 2015. – С. 1-4.
Гаспарян Л.А.,
Педагогу необходимо в процессе таких уроков обеспечить развитие различных компонентов коммуникативной компетентности – понимание текста, выявление темы текста, определение основной мысли текста, аргументация выводов, формулировка своего мнения, построение устно и письменно композиции для высказывания, обеспечение связности и последовательности изложения, грамотность подбора языковых средств, точность речи, выразительность речи, соблюдение грамматических норм и норм литературного языка .
Беседа как форма урока должна включать интересные примеры, познавательную информацию, наглядный материал. Использование беседы решает следующие задачи:
− развитие навыков вербального общения;
− повышение уровня внимательности детей;
− ограничение монологической речи, которая затруднительна для младших школьников.
Посредством рассказа на этическую тему представляется возможным влиять на чувства детей, помогать им усваивать смысл ценностных ориентаций в процессе общения.
Ролевая игра ориентирована на активизацию потребности в общении. Такая игра является в первую очередь обучающей, так как в ее рамках подбираются языковые средства,