Профилактика агрессивного поведения потенциально склонных к буллингу подростков в образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Одна из самых распространенных школьных проблем – проблема травли детей в образовательных организациях. У травли, или так называемого буллинга существует множество опасных последствий, среди которых – увеличение риска суицида, особенно среди подростков, увеличение уровня агрессии и насилия в коллективе, и естественно – снижение успеваемости и появление у школьников различных психологических и невротических проблем.
Сейчас проблема исследования буллинга в школах – одна из самых исследуемых, и ей уделяется большое внимание. Так, например, по данным Организации объединенных наций, от насилия в школе страдает каждый десятый школьник, и к сожалению, эти показатели постоянно растут, несмотря на проводимую профилактику насилия в школах и периодическую работу специалистов в образовательных организациях.
В России, например, ежегодно подвергается насилию в школах около 30% подростков от 14 лет. Такова тенденция, что российские школьники признают, что насилие становится частью и
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ, ПОТЕНЦИАЛЬНО СКЛОННЫХ К БУЛЛИНГУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 8
1.1. Сущность и содержание понятия «буллинг» в отечественной и зарубежной литературе 8
1.2. Психологические особенности подростков, способствующие возникновению буллинга в образовательных организациях 21
1.3. Факторы, влияющие на агрессивное поведение подростков, потенциально склонных к буллингу 27
1.4. Методы и формы коррекции и снижения агрессивного поведения подростков, потенциально склонных к буллингу в образовательных организациях 32
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОТЕНЦИАЛЬНО СКЛОННЫХ К БУЛЛИНГУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ 38
2.1. Организация и методы исследования агрессивного поведения подростков, потенциально склонных к буллингу в образовательных организациях 38
2.2. Разработка и реализация программы, направленной на коррекцию агрессивного поведения подростков, потенциально склонных к буллингу 44
2.3. Анализ и интерпретация результатов исследования 50
2.4 Методические рекомендации по профилактике буллинга среди подростков в образовательной организации с учетом их и психологических особенностей 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
Список используемых источников 75
ПРИЛОЖЕНИЯ 79
Список используемых источников
1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ (ред. от 30.12.2021 № 472-ФЗ) // Правовой сайт «КонсультантПлюс». – URL : http : //www.consultant.ru/document/(дата обращения 03.01.2023)
2. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (ред. от 11.06.2021 № 170-ФЗ).
3. Белевич А. А. Об опыте исследования степени распространения буллинга в подростковой среде // Известия АСОУ: научный ежегодник. М.:
4. Академия социального управления, 2015. Т. 2. С. 68–82.
5. Берковец Л. Агрессия, причины, последствия и контроль. – М.: «Олма-Пресс», 2001 245 с.
6. Бочавер А .А. Травля в детском коллективе: установки и возможности учителей // Психологическая наука и образование № 1, 2014. –
7. Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал высшей школы экономики, 2013. – Т. 10. – № 3. С. 62-72.
8. Вишневская В. И., Бутовская М. Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе // Этнографической обозрение. 2010. № 2. С.55-68.
9. Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского гос. пед. ун-та имени А.И. Герцена. – 2009. – № 105. – С. 159-165.
10. Гончарова Н. А., Устюжанин В. Н. Психология девиантного поведения: учебное пособие. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016. 210 с.
11. Берковиц, Л. Агрессия: причины, последствия и контроль / Л. Берковиц. – М., 2014 – 243 с.
12. Змановская Е. В. Девиантология (психология отклоняющегося поведения): учебное пособие / Е.В. Змановская. – 2-е изд., испр. – М.: Академия, 2004. – 288 с.
13. Иванова А. К. Буллинг и кибербуллинг как явления образовательной среды: примеры современных исследований проблемы // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – Том 6. - № 5
14. Кон И. Ю. Что такое буллинг и как с ним бороться // Семья и школа, 2006. №11. С. 15-18.
15. Краткий психологический словарь / Под ред. А. В. Петровского, М .Г. Ярошевского. М., 2009. 543 с.
16. Кривцова С. В. Буллинг – вызов школе как организации / С.В. Кривцова // Образовательная политика. – 2011. – № 5 (55) С. 36-42.
17. Кривцова С. В. Травля (буллинг) в ученической среде: как понимать, противостоять и не бояться // Известия АСОУ: научный ежегодник. М.: Академия социального управления, 2015. Т. 2. С. 52–58.
18. Кривцова
Глава 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОТЕНЦИАЛЬНО СКЛОННЫХ К БУЛЛИНГУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ.
2.1. Организация и методы исследования агрессивного поведения подростков, потенциально склонных к буллингу в образовательных организациях.
В теоретической части был проанализирован ряд источников, посвященный таким вопросам как сущность и понятие буллинга, особенности школьного буллинга, факторы, его вызывающие, и связь буллинга и агрессивного поведения у подростков.
После изучение теоретических материалов и анализа психолого-педагогической литературы было проведено исследование, направленное на выявление буллинг-структур в группе, индивидуально-психологичнских характеристик участников группы и выявления уровня агрессии ее участников, а также на разработку программы по профилактике возникновения буллинга в образовательной организации.
Иссле