Формирование навыков планирования и прогнозирования у детей 9-10 лет (на примере предмета «Окружающий мир»)
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы исследования. Актуальность темы исследовательской работы обусловлена тем, что в настоящее время в Российской Федерации в области образования происходит много изменений, а именно изменения в системе научных знаний, усложнение содержания учебного материала школьного образования с отсутствием необходимой заинтересованности и внимания к проблеме развития учебного процесса. Все эти изменения приводят к несформированности у обучающихся умения учиться. Перед современной школой встал и остается важным вопрос эффективного и самостоятельного усвоения обучающимися новых знаний, умений и компетенций, в том числе и умение учиться. Возможности для решения данного вопроса даёт освоение универсальных учебных действий у обучающихся.
По этой причине в Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения прописаны не только предметные, но и метапредметные и личностные результаты. Главной целью образования в школе является формирование у обучающихся
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..…3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Действия планирования и прогнозирования в структуре универсальных учебных действий……………..…………........................6
1.2. Особенности формирования навыков планирования и прогнозирования у детей 9-10 лет на уроках окружающего мира в начальном общем образовании………….…...............13
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПЛАНИРОВАНИЯ И ПРОГНОЗИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Выявление исходного уровня сформированности навыков планирования и прогнозирования у детей младшего школьного возраста………………..……………..…………….………………….……….18
2.2. Методические рекомендации по развитию навыков планирования и прогнозирования у детей 9-10 лет на уроках окружающего мира…………….…..…………………………..…….……..………………….25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….…33
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………….…35
ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аргунова, Е.Р. Активные методы обучения [Текст]: учеб.метод. пособие / Е.Р. Аргунова, Р.Ф. Жуков, И.Г. Маричев. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 104 с. 48 48
Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пос. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.
Агафонова, И.Н. Развитие коммуникативной компетентности учащихся [Текст]/ И.Н. Агафонова //Управление начальной школой. - 2019. - № 2 – С.4-9.
Андронова, О. С. Формирование универсальных учебных действий в об-разовательном процессе как средство реализации ФГОС [Электронный ре-сурс] // О. С. Андронова. – URL: http://открытыйурок.рф/статьи/632112/ (дата обращения: 21.011.2022)
Битянова, М.Р. Мониторинг метапредметных универсальных учебных действий [Текст]: метод. рек. к рабочей тетради «Учимся учиться и действовать» / М.Р. Битянова, Т.В. Меркулова, А.Г. Теплицкая. – Самара: Учебная литература, 2013. - 96 с.
Брославская, Т.Л. Формирование и развитие регулятивных УУД у обучающихся на уроках русского языка [Текст] / Т.Л. Брославская // Молодой ученый. – 2015. – №13. – С. 605-608
Волков, А.Е. Модель «Российское образование - 2020» [Текст] / А.Е. Волков и др. // Вопросы образования. –2012 – № 1. – С. 32-64.
Волков, Б.С. Психология младшего школьника / Б.С. Волков; Моск. гос. обл. ун-т. – М.: Академический Проект; М.: Альма Матер, 2005. – 206 с.
Выготский, Л.С. Психология развития ребёнка / Л.С. Выготский. – Москва: Эксмо, 2003. – 512 с.
Гальперин, П.Я. Введение в психологию: учебное пособие для вузов / П.Я. Гальперин. - М.: Книжный дом «Университет», 2004. - 332 с.
Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст] / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2009. – 512 с.
Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе [Текст]: учеб. пособие / Н.И Гуткина. – 3-е изд., перераб, и доп. – М.: Академический Проект, 2000. – 184 с.
Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. – М.: ИНТЕРО, 2006. – 174 с.
Деятельность учителя по формированию УУД при внедрении ФГОС НОО/ Г.Р. Овсепян [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.protema.ru/didactics/learning
Интегрированный курс «Окружающий мир» отличается от остальных направлений тем, что он связывает природоведческие, обществоведческие и исторические знания, что дает возможность ребенку осознать целостность окружающего мира, изучить основные принципы природоохранной грамотности и простых законов нравственного поведения [Емельянова 2017].
Во всех учебно-методческих комплектах (УМК) основные содержательные линии предмета «Окружающий мир», которые определены ФГОС НОО, представлены двумя блоками:
- блок «Человек и природа»;
- блок «Человек и общество»;
- также, по мере изучения вышепредставленных блоков, раскрывается содержание блока «Правила безопасной жизнедеятельности».
Условия к итогам исследования окружающего мира включают формирование всех видов УУД: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.
Задания, которые используются для формирования регулятивных учебных действий, предоставляют ученику шанс управления познавательной и учебной де