Диагностика и профилактика профессионального выгорания сотрудников на примере МБУК МКДЦ «Комсомолец»

Скачать диплом с рассмотрением методов диагностики и профилактики явления профессионального выгорания сотрудников на примере МБУК МКДЦ «Комсомолец», а также выработка мероприятий по их совершенствованию.
Author image
Askar
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.07.2024
Объем файла
678 Кб
Количество страниц
71
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2960 руб.
3700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Актуальность темы выпускной квалификационной работы обусловлена тем фактом, что проблема профессионального выгорания в различных профессиональных сферах стала настолько очевидной, что привлекла внимание специалистов и учёных. Установлено, что существует ряд специальностей, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошённости вследствие постоянных контактов с другими людьми. Анализ подобных проявлений выявил особый психологический феномен – синдром профессионального (эмоционального) выгорания. 

Синдром выгорания (burnout) весьма широко исследован в зарубежной литературе медико-психологического профиля, однако учёные до сих пор не могут однозначно охарактеризовать его предпосылки и предложить методы коррекции. В отечественной науке этот феномен личностной деформации начал изучаться лишь с конца 1990-х гг., а до этого он рассматривался в контексте более широкой проблематики.

Введение 3

Глава 1. Теоретические основы диагностики и профилактики профессионального выгорания сотрудников 6

1.1 Сущность профессионального выгорания сотрудников 6

1.2 Социально-психологические факторы, обуславливающие профессиональное выгорание 9

1.3 Диагностика и профилактика профессионального выгорания 15

Глава 2. Исследование синдрома профессионального выгорания сотрудников МБУК МКДЦ «Комсомолец» 22

2.1. Анализ производственной деятельности организации МБУК МКДЦ «Комсомолец» 22

2.2 Характеристика кадрового состава МБУК МКДЦ «Комсомолец» 30

2.3 Оценка мероприятий по диагностике профессионального выгорания сотрудников МБУКМКДЦ «Комсомолец» 35

Глава 3. Мероприятия по профилактике профессионального выгорания сотрудников МБУК МКДЦ «Комсомолец» 46

3.1 Программа мероприятий, направленных на профилактику профессионального выгорания сотрудников МБУК МКДЦ «Комсомолец» 46

3.2 Анализ эффективности предложенных мероприятий 51

Заключение 57

Список использованных источников 60

Приложение 66

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 20.11.2022)

2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – N 1 (часть I). – Ст. 3.

3. Приказ Министерства культуры РФ от 30 декабря 2015 г. № 3453 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики» // СПС КонсультантПлюс (дата обращения: 20.11.2022)

Учебники, монографии, брошюры

4. Водопьянова, Н. Е.  Синдром выгорания. Диагностика и профилактика: практическое пособие / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – М.: Юрайт, 2022. – 299 с.

5. Зеер, Э.Ф.  Психология профессионального развития: учеб.пособие для вузов / Э.Ф. Зеер, Э.Э. Сыманюк. – М.: Издательство Юрайт, 2023. – 234 с.

6. Кошман, М.Г. Состояние и профилактика профессионального выгорания спортивного педагога / М.Г. Кошман, Е.Е. Кошман // Проблемы физической культуры населения, проживающего в условиях неблагоприятных факторов окружающей среды: ХIII Международная научно-практическая конференция, посвященная 70-летию факультета физической культуры учреждения образования «Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины» (Гомель, 10–12 октября 2019 г.). – Гомель: ГГУ им. Ф. Скорины, 2019. – C. 63-68.

7. Мкртычян, Г.А.  Организационное поведение: учебник и практикум для вузов / Г.А. Мкртычян. – М.: Юрайт, 2023. – 237 с.

8. Никифоров, Г.С. Психология здоровья в России: у истоков / Г.С. Никифоров, З.Ф. Дудченко. – СПб.: Скифия, 2019. – 144 с.

9. Никифоров, Г.С. Психология менеджмента / Г.С. Никифоров, Р. Березовская, О. Гофман. – М.: Проспект, 2021. – 504 с.

10. Новоселова, А.В. Психологическое просвещение педагогов дошкольного учреждения о проблеме профессиональных деформаций как ключ профессионального благополучия / А. В. Новоселова, О. В. Новикова // Многомерность общества: цифровой поворот в гуманитарном знании: 3-й молодежный конвент: материалы международной студенческой конференции (Екатеринбург, 14-16 марта 2019 г.). – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2019. – С. 718-721.

11. Поваренков, Ю.П. Основные подходы отечественных психологов к анализу деструктивных тенденций профессионализации личности / Ю.П. Поваренков // Социальное и профессиональное становление личности в эпоху больших вызовов: Междисциплинарный дискурс: сборник статей всероссийской конференции с международным участием / под науч. ред. И.Ю. Тархановой. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. – С. 115-123.

12. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: учеб. пособие. / ред. и сост. Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2022. – 672 с.

13. Цакаева, Л.Х. Модели и факторы профессионального выгорания педагогов / Л.Х. Цакаева, М.В. Верещагина // Педагогическая деятельность как творческий процесс. Материалы Всероссийской научно-практической конференции (с международным участием). – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2020. – С. 608-615.

К основным симптомам профессионального выгорания относится ряд характерных черт продолжительного стрессового состояния и психических перегрузок, во многих случаях вызывающих полную дезинтеграцию различных сфер психики человека, в первую очередь – эмоциональной сферы. А.В. Путинцева отмечает, что определенный стресс испытывают не только те сотрудники, кто трудятся на своем рабочем месте, но и те, кто перешел в «удаленный формат» работы, так как всегда вероятно возникновение тех, или иных факторов, которые будут вызывать напряжение и провоцировать стрессовое состояние . 
По мнению Н.Е. Водопьяновой, развитие профессионального выгорания развивается постепенно. Вначале человеком тратится много энергии из-за очень позитивного отношения к профессиональной деятельности. По мере прогрессирования синдрома начинает появляться чувство усталости, которое со временем принимает форму чувства разочарования, сопровождающегося пониженным интересом к собственной профессионально деятельности. Однако течение и проявление синдрома профессионального выгорания варьируется от человека к человеку и определяется различиями в эмоционально-мотивационной сфере жизни и обстоятельствами профессиональной деятельности индивида .