Особенности письма у детей младшего школьного возраста со смешанной формой дисграфии
Давно известно, что очень важным для ребенка является начало процесса обучения, формирующего первую установку внимания по отношению к определенной работе. Именно успешность этих первых шагов часто оказывает очень сильное влияние на формирование последующих школьных успехов. Поэтому одним из важнейших условий школьной адаптации ребенка является овладение письменной речью.
В письменных работах учащихся начального звена, страдающих дисграфией, часто встречаются специфические ошибки, не похожие на ошибки грамматического характера, например: пропуски букв и слогов, недописывание окончаний слов, внесение лишних букв или слогов в слова, перестановки букв или слогов, смешение букв или элементов букв и т.д.
Введение
ГЛАВА 1. Теоретические вопросы изучения смешанной формы дисграфии в психолого-педагогической и специальной литературе
1.1. Понятие «смешанная дисграфия» в современной литературе
1.2. Формирование навыков письма в младшем школьном возрасте
Выводы по Главе 1.
ГЛАВА 2. Особенности формирования навыков письма у детей младшего школьного возраста со смешанной формой дисграфии
2.1. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста со смешанной формой дисграфии
2.2. Специфика овладения навыками письма детьми младшего школьного возраста со смешанной формой дисграфии
2.3 Анализ методик изучения навыков письма у детей младшего школьного возраста со смешанной формой дисграфии
2.4 Содержание коррекционной работы по развитию навыков письма у детей младшего школьного возраста со смешанной формой дисграфии
Выводы по Главе 2
ГЛАВА 3. Экспериментальная работа по изучению письма у детей младшего школьного возраста со смешанной формой дисграфии
3.1. Методика изучения письма у детей младшего школьного возраста со смешанной формой дисграфии
3.2. Состояние письма младших школьников со смешанной формой дисграфии
Заключение
Список использованных источников
1. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологический анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки. В кн.: Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий. Под ред. Е.Д. Хомской и В.А. Москвина. М., Оренбург, 2000.
2. АхутинаТ.В. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников. Приложения. - М.: Сфера, 2015. – 48 с.
3. Безруких М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе: лекции 1-4. – М.: Педагогический университет «Первое сентября» школа, 2009. – 84 с.
4. Волкова Л.С. Логопедия // ред. Яковлева Н.Н. Преодоление нарушений письменной речи: учебно-методическое пособие/ СПб.: КАРО, 2011.— 160 c.
5. Выготский Л.С. Основы дефектологии. - СПб.: Лань, 2003. - 654с.
6. Гончарова В.А. Особенности нарушений письменной речи у младших школьников // Логопедия. - 2015. - № 3. - С. 80-83.
7. Ефименкова Л.Н.Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. — М.: Национальный книжный центр, 2015. - 320 с.
8. Иншакова О.Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Пособие для логопедов: в 2 ч. – М.: Владос, 2005. – 286 с.
9. Киселёва Н.Ю. Формирование операций контроля при коррекции дисграфии // ж-л Логопед 2008
10. Колпаковская И.К., Спирова Л.Ф. Характеристика нарушений письма и чтения. - М.: Владос, 1997. - С.8.
11. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. - СПб.: ИД «МиМ», 2007. - 286 с.
12. Коррекция нарушений письменной речи: Учебно-методическое пособие / Под ред. Н.Н. Яковлевой. - СПб.: КАРО, 2009. - 208 с.
13. Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов-- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -680 с.
14. Лалаева Р.И. Нарушения речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников. — Л.: 1988г. - с. 165
15. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников: Учебное пособие. - СПб.: Союз, 1998
Нарушения чтения и письма как самостоятельную патологию речевой деятельности отмечали в своих работах Куссмауль (1877) и Беркан (1881). Работы, специально посвященные данному нарушению у детей, впервые опубликовали в 1896 году английские врачи-окулисты Керр и Морган. В работах последнего отмечалось, что нарушения чтения и письма могут быть изолированным нарушением, а не только компонентом, сопутствующим умственной отсталости. Морган наблюдал и описал затруднения в чтении и письме у 14-летнего мальчика. В других отношениях этот мальчик был полноценным. В 1900 году Гиншельвуд описал еще несколько таких случаев у детей. Он назвал эти затруднения при чтении и письме алексией и аграфией. В дальнейшем различными авторами был описан ряд подобных расстройств у детей. [22]
Дисграфия - частичное расстройство процесса письма, проявляющееся в специфических и стойких ошибках, обусловленное несформированностью или нарушением психологических функций, обеспечивающих процесс письма.
Дисграфия у детей - это, в большинстве случаев, частичное нарушение формирования и полноценного использования письма, т.е. стойкая неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха. У взрослых - расстройство навыка письма.
Дисграфия - большей частью врожденное расстройство, процесс письма изначально формируется искаженно. В случае приобретенной дисграфии письмо было сформировано, а затем навык пострадал или исчез.
Симптоматика дисграфии проявляется в стойких и повторяющихся ошибках в процессе письма, которые можно сгруппировать следующим образом: искажения и замены букв; искажения звуко-слоговой структуры слова; нарушения слитности написания отдельных слов в предложении; аграмматизмы на письме.