Cемейные детерминанты эмоционального благополучия младших школьников
Введение
Тема исследования «Семейные детерминанты эмоционального благополучия младших школьников» представляет научный интерес, так как одним из важнейших и ключевых вопросов семейного воспитания и взаимоотношений в семье является вопрос взаимоотношений детей и их родителей, а также влияние семейных факторов на психоэмоциональную составляющую здоровья ребенка. Вопрос о детско-родительских отношениях всегда представлял особую значимую роль в психолого-педагогической науке. В данной работе мы рассматриваем особенности формирования эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста в условиях семейного воспитания.
Актуальность работы. В современной психолого-педагогической науке актуальность рассмотрения семейных взаимоотношений как фактора эмоционального благополучия ребенка младшего школьного возраста определяется современными условиями семейного воспитания. Особенности взаимодействия ребенка с родителями, степень их отзывчивости, наличие эмоциональных связей и отношени
СОДЕРЖАНИЕ
Bвeдeниe…………………………………………………………………………….3
Глaвa 1. Теоретические acпeкты семейных детерминантов эмоционального благополучия младших школьников……………………………………………...6
1.1 Xapaктepиcтикa ceмeйныx дeтepминaнтoв эмоционального благополучия младших школьников……………………………………………………………....6
1.2 Семейные отношения в рамках различных теоретических концепций……12
1.3 Психологическая характеристика личности младшего школьника………..28
Выводы по первой главе…………………………………………………………..37
Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия личности младшего школьника……………..39
2.1 Программа эмпирического исследования……………………………………39
2.2 Описание и анализ результатов эмпирического исследования взаимосвязи семейных взаимоотношений и эмоционального благополучия младших школьников…………………………………………………………………………42
2.3 Интерпретация результатов исследования…………………………………...56 Выводы по второй главе…………………………………………………………...60
Заключение…………………………………………………………………………62
Список литературы………………………………………………………………...64
Приложение………………………………………………………………………...69
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Эйнсворт М. Привязанность за порогом младенчества // Детство идеальное и настоящее / Под ред. Е.Р. Слободской. – Н.: 1994. – 368 с.
Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.,1968. – 296с.
Буянов М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. – М., 1988. – 207 с.
Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. - СПб.: 2001. – 44 с.
Винникотт Д. В. Маленькие дети и их матери. – М.: Класс, 1998. – 76 с.
Выготский Л. С. Детская психология. – М., 1982. – 433 с./т.4
Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? – М., 2000. – 240с.
Гордон Т. Р. Повышение родительской эффективности. – Екб: АРД ЛТД, 1997. – 288 с.
Гребенников И. В. Воспитательный климат семьи. – М., - 1975. – 204 с.
Дементьева И. Ф. Воспитательный потенциал современной семьи: монография. – М.: Гос. НИИ семьи и воспитания РАО. - 2003. – 160 с
Демьянов Ю. Г. Основы психопрофилактики и психотерапии. – СПб.: 1999. – 224с.
Детский практический психолог // Программы и методические материалы / Под ред. О. А. Шаграевой, С. А. Козловой. – М.: ACADEMA. 2001. – 256 с.
Джайнотт Х. Родители и дети // Знание. – 1986. – 96 с.
Дубровина И. В., Прихожан А.М., Зацепин В. В. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Академия, 2000. – 329 с.
Запорожец А. В. Воспитание эмоций и чувств ребенка // Эмоциоанльное развитие ребенка / Под ред. А. В. Запорожца, Я. З. Неверович. – М.: Просвещение. 1986. – с.12-68
Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб., 1998. – 224 с.
Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. – М.,1993. – 126 с.
Захарова Е. И. Исследование особенностей эмоциональной стороны детско-родительского взаимодействия // Психолог в детском саду. – 1998. – 67 с.
Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. – М., 2008. – 320 с.
Ковалев С. В. Психология современной семьи // Книга для учителя. –М.: Просвещение, 1983. – 208 с.
Ко
У каждого из нас есть, так называемый, внутренний ребенок, т.е. определенная совокупность наших качеств, переживаний, моделей поведения, заложенная в период детства и, в той или иной степени, влияющая на наше нынешнее поведение в определенных ситуациях.
Поведение нашего внутреннего ребенка, как правило, основано на бессознательной составляющей сформированности нашей личности. Поэтому наш внутренний ребенок может враждебно относиться к «маленькому сопернику», который, по его мнению, находится в спокойном непринужденном состоянии по причине недостатка внимания и заботы в детстве.
В качестве примера, возьмем мать, которую в детстве воспитывали чрезмерно строго и требовательно. Этот фактор вполне может способствовать тому, что она будет весьма враждебно относиться к «правильности» своего ребенка. Ребенок младшего возраста с легкость может вызывать эмоции раздражения, гнева и страха, поскольку он в своем поведении, в силу своей детской непосредственности, он будет олицетворять все те внутренние проблемы, с которыми родитель боролся в детстве. Например, с такими детскими проблемными качествами, свойственные маленьким детям, как: эгоистичность, ревнивость, пренебрежительность, злость, упрямство, сексуальность, жадность и т.д. Поэтому родителям трудно оставаться терпимыми по отношению к детям, поскольку они испытывают определенное чувство вины за проявление вышеперечисленных качеств.