Педагогические условия формирования эколого-биологических понятий у обучающихся в 5 классе СОШ
Введение
Система экологических понятий является важным компонентом общей системы биологических мировоззрений и поэтому определяется как спецификой содержания школьного предмета в каждом отдельном курсе, так и возрастными особенностями учащихся.
Современная экология рассматривает жизнь организмов в природе, проявление их свойств, взаимоотношения между организмами и организмов со средой. Эти проблемы экологии раскрываются на примере биосистем разного уровня организации – клеточного, организменного, популяционно-специфического, биогеоценотического и биосферного. Кроме того, экология также охватывает вопросы взаимоотношений между обществом и природой [5].
Актуальность. Экологическое воспитание подрастающего поколения - одна из самых актуальных задач современной школы. Оно рассматривается как важный компонент общего образования, обеспечивающего привитие экологической культуры, то есть овладение научными основами взаимодействия человека, общества с природой и формирование активного и бе
Оглавление
Введение……………………………………………………………………….. 4
Глава 1. Теоретические аспекты формирования эколого-биологических понятий у обучающихся…………………………………………..………….. 9
1.1. Характеристика педагогических условий формирования эколого-биологических понятий обучающихся 5 класса при изучении биологии… 9
1.2. Сущность эколого-биологических понятий……………………………. 13
1.3. Организация работы с эколого-биологическими понятиями в образовательном процессе…………………………………………………… 18
1.4. Содержание учебно-методического комплекта по биологии для 5 класса с точки зрения формирования эколого-биологических понятий….. 25
Выводы по 1 главе…………………………………………………………….. 31
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию эколого-биологических понятий у обучающихся на уроках биологии……………...33
2.1. Описание экспериментальной базы и диагностика уровня сформированности эколого-биологических понятий у обучающихся……. 33
2.2. Применение различных форм работы на уроках биологии для формирования эколого-биологических понятий…………………………… 39
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы……………... 43
Выводы по 2 главе…………………………………………………………….. 45
Заключение……………………………………………………………………. 47
Библиографический список………………………………………………….. 50
Приложение…………………………………………………………………… 55
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аквилева, Г.Н. Практическая направленность преподавания методики предмета «Биология» в педагогическом вузе / Г.Н.Аквилева. // Начальная школа. – 2008. №9. С. 100-105.
2. Бизяева, Н.В. Информационные компьютерные технологии на уроке биологии./ Н.В. Бизяева // Биология в школе. – 2009. №2. С. 48-50.
3. Борис, С.И. Возможности использования электронных изданий на уроках биологии / С. И. Борис, Н. К. Хаппаков // Первое сентября. Биология, 2005, № 6.
4. Белинская, В. А. Формирование понятий на уроках биологии: учебно-методическое пособие/ авт.-сост.: В. А. Белинская, В. А. Николаенко. – Макеевка, 2022. – 77с.
5. Васильев, И. В. Развитие экологический понятий в курсе биологии: учеб.- метод. пособие / авт.-сост. И. В. Васильев. - М:.Просвещение, 2017. – 37 с.
6. Верзилин, Н. М. Общая методика преподавания биологии: учеб.-метод. пособие / Н. М. Верзилин, В. М. Корсунская – М:.Просвещение, 2018. – 26 с.
7. Гирусов, Э. В. Природные основы экологической культуры / Э. В. Гирусов – М:, 2017. – 230 с.
8. Дмитриева, Т. А. «Биология. Растения, бактерии, грибы, лишайники, животные». 5-7 класс. Вопросы, Задания, Задачи./ Т. А. Дмитриева, С. В. Суматохин. М.: Дрофа, 2010. 218с.
9. Джамеев, В. Ю. Биология. Обязательные понятия, термины школьного курса/ В. Ю. Джамеев — «Эксмо», 2018 - (Обязательные понятия школьного курса). 33с.
10. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках/ Б.П. Есипов. – М.: Педагогика, 2009. – 386 с.
11. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические понятия»: сущность, классификация /Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // General and ProfessionalEducation. – 2012. - №1 – с. 8-14.
12. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках/ Б.П. Есипов. – М.: Педагогика, 2009. – 386 с.
13. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пос. для преподавателей./ А.К. Колеченко. – СПб.: Питер, 2008. – 342 с.
14. Лернер, Г.И. Учебная литература как средство формирования интеллектуальных умений / Г.И. Лернер // Биология в школе. – 2008. – № 1. – С. 32 – 36.
15. Пасечник, В. В. Биология. 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. организаций/ В. В. Пасечник, С.В. Суматохин, Г. С. Калинова, З. Г. Гапонюк/ под ред. В. В. Пасечника. – 10-е изд. – М.: Просвещение, 2020 – 224с. (Линия жизни).
16. Пасечник, В.В. Компьютерная поддержка урока биологии / В. В. Пасечник // Биология в школе, 2002, № 2. – С.30.
17. Пасечник, В. В. Уроки
На основании проведенного анализа необходимо разработать уроки по биологии, нацеленные на улучшение знаний эколого-биологических понятий в 5 «В» классе.
2.2. Применение различных форм работы на уроках биологии для формирования эколого-биологических понятийЦель формирующего этапа – выявить и реализовать педагогические условия обучения биологии, способствующие формированию эколого-биологических понятий.
Задачи формирующего этапа:
Разработать серию уроков биологии с применением форм, методов и приемов обучения, способствующих формированию эколого-биологических понятий.
Реализовать серию уроков биологии с применением форм, методов и приемов обучения, способствующих формированию эколого-биологических понятий.
Формирование эколого-биологических понятий, начинается в начальной школе на уроках по окружающему миру и продолжается в основной школе и старших классах.
В современном языке слово «экология» употребляется чрезвычайно часто. Мы говорим о плохой экологии горо