Взаимосвязь детско-родительских отношений и саморазрушающее поведение у подростков
Введение
В последние десятилетия саморазрушающее поведение подростков стало весьма актуальной проблемой во многих странах.
Вопрос о саморазрушающем личность поведении молодежи является актуальным и мало изученным. Вследствие отклонений от социально приемлемого поведения, высоких эмоциональных нагрузок в подростковом возрасте, происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Подростки – самые активные психологические субъекты общества и поэтому проявления социально неприемлемого поведения именно в этой социальной группе ярко выражаются. В этом возрасте, когда не сформированное стойкое мировоззрение, личности наиболее поддаются внешнему влиянию и остро реагируют на внешние события и на внутренние переживания. Воспринимая интересы, взгляды окружающих, они выбирают, впитывают в себя разные модели и в дальнейшем руководствуются ими. С развитием саморазрушающегося поведения у молодежи все больше снижаются проявления положительных чувств и стратегии совладания фокусируются на
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Анализ проблемы детско-родительских отношений и саморазрушающего поведения в психологических исследованиях………………...7
1.1.Феномен саморазрушающего поведения…………………………………....7
1.1.1. Саморазрушающее поведение подростков: понятие причины…………7
1.1.2. Классификация типов саморазрушающего поведения…………………14
1.2.Детско-родительские отношения: понятие, типы …………………...........19
Выводы по теоретической части исследования………………………….........25
Глава 2. Эмпирическое исследование взаимосвязи детско-родительских отношений подростков и саморазрушающего поведения………………………….27
2.1. Описание выборки, методик и критериев анализа………………………..27
2.2. Описание и анализ результатов исследования детско-родительских отношений подростков и саморазрушающего поведения…..……………………..29
2.4. Статистический анализ взаимосвязи типов детско-родитилеских отношений и саморазрушающего поведения……………………………………….37
2.5. Психолого-педагогические рекомендации………………………………..39
Выводы по эмпирической части исследования………………………………..43
Заключение………………………………………………………………….........45
Литература……………………………………………………………………….47
Литература
1. Алехин А. Н., Малкова Е. Е. Саморазрушающее поведение подростков как феномен и научная проблема // Вестник Герценовского университета. – 2012. – №2 – С. 191-198.
2. Амбрумова А. Г. Методические рекомендации по профилактике суицидальных действий в детском и подростковом возрасте. / А.Г. Амбрумова, Л.Я. Жезлова. — М.: 1978 — С. 13.
3. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании: монография. – СПб.: Издательство СОЮЗ, 2002 . — 271 с.
4. Батку И. Г., Мартынчик Е. Г. Социально-правовые факторы преодоления антиобщественного поведения подростков. Кишинёв: «Штиинца», 1988. С.47–48.
5. Васягина Н. Н. Делинквентность подростков: причины, особенности, профилактика // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология: сб. статей по мат-лам Всерос. с междунар. участием науч.-практ. конф. – 2016. – С. 15–23.
6. Ганишина, И. С. Неблагополучная семья и девиантное поведение несовершеннолетних /Под ред. А. И. Ушатиков. — 1-е изд. — Воронеж: , 2006. — 283 c.
7. Дубанова, В. А. Теоретические подходы к изучению детско-родительских отношений / В. А. Дубанова. — Текст: непосредственный // Вестник Бурятского государственного университета. Образование. Личность. Общество. — 2012. — № 5. — С. 64-68.
8. Змановская Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведенич): Учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 288 с.
9. Ипатов А. В. Личность аутодеструктивного подроста. Исследование и коррекция. Монография. СПб.: Издательство «Аура Инфо», 2012 г.– 248 с.
10. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. Учебное пособие для вузов. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 160 с.
11. Крылов А. А. Психология. – М.: Проспект, 2005. – 496 с.
12. Крылова Е.С., Бебуришвгли А.А., Каледа В.Г. Несуицидальные самоповреждения при расстройстве личности в юношеском возрасте и оценка их взаимосвязи с суицидальным поведением // Суицидология. - 2019. - №1 (34).
13. Кучегашева П. П. и др. Психолого-педагогическая программа как не просмотреть беду // Учебный год: Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Волгоградская государственная академия последипломного образования» – №. 1. – С. 62-68.
14. Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство. - Л.: Медицина, 1991. - 304 с.
15. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Учебное пособие. - СПб.: Речь, 2005. - 445 с.
16. Методические рекомендации по диагностике суицидального поведения / Под ред. Голубева О.Ю
Отрицательное девиантное поведение относится к поведению, которое не соответствует нормам, не соответствует ожиданиям группы или всего общества. Это поведение, не соответствующее нормам, приводит к саморазрушению личности, еще полноценно не сформировавшемуся индивиду, подверженному массовому влиянию.
Современная социальная среда с очень расплывчатыми ценностями, границами нормативности и плюрализмом допустимых форм поведения определяет принципиально новые условия социализации человека, в том числе принципиально новые условия формирования идентичности современных подростков. В виду этого, в современное время есть трудности в применении и квалификации такого термина как «девиация поведения», который отражает социальную ненармотивность. Очень сложно квалифицировать и содержательно проанализировать множество форм зависимостей (компьютерные, пищевые, любовные, сексуальные, трудоголизм и т. д.), описываемые в психологической литературе.
Традиционные феноменологические подходы к классификации и описанию расстройств психосоциального развития в этом случае оказываются несостоятельными, а попытки каталогизировать признаки расстройства приводят