Моделирование как теоретический метод исследования в коррекционно-педагогической деятельности педагога-логопеда
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы исследования связана с повышенным интересом современной отечественной науки к возможностям инновационных технологий в коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе само по себе не является инновацией, однако развитие наглядного моделирования как самостоятельной интеллектуальной способности в рамках речевой деятельности является более современным подходом в дошкольном образовании.
В контексте применения федерального государственного образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется использованию педагогами инновационных методов и приемов при организации учебного процесса. Одним из таких методов является визуальное моделирование, которое рассматривается как продукт сложной познавательной деятельности, включающей мысленную обработку чувственно воспринимаемого исходного материала (В.В. Давыдов) и создание модели – обобщенной
Содержание
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ КАК ТЕОРЕТИЧЕСКОГО МЕТОДА ИССЛЕДОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА 6
1.1. Понятие «моделирования» 6
1.2. Методологическое обоснование использования моделирования как теоретического метода исследования в коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда 10
Выводы по 1 главе 17
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ ТЕХНИКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ В КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА 18
2.1.Комплект диагностических методик для изучения эффективности использования практических техник моделирования в коррекционно-педагогической деятельности учителя-логопеда 18
2.2. Рекомендации учителю-логопеду по применению техник моделирования в коррекционно-педагогической деятельности 26
Выводы по 2 главе 30
Список использованных источников 33
Список использованных источников
1. Агаева, Е.Л. Формирование у старших дошкольников представле-ний о логических отношениях на основе наглядного пространственного моде-лирования. - Москва, 2019.
2. Багинская, Н.Л. Моделирование как средство развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи /Н.Л. Багинская // Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития: материалы всерос. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 29 апр. 2020 г.). – Чебоксары: Интерактив плюс, 2020. – 294 с.
3. Баранова, Г.А. Формы логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями // В сборнике: Актуальные вопросы современной педагогики и образования. Сборник статей Заочной научно-практической конференции. М.: Изд-во ФИРО, 2015. С.92-96.
4. Бойко, С.И. Теоретико-методологическое обоснование использования средств наглядного моделирования в работе логопеда с детьми с общим недоразвитием речи /С.И, Бойко // Образование. – 2021. № 6, с. 34-39.
5. Большева, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: учебно-методическое пособие / Т. В. Большева. – СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2001. – 143 с.
6. Вагнер, К.Р. Моделирование как средство развития связной речи у детей с общим недоразвитием речи /К.Р. Вагнер // Вопросы педагогики. – 2022. № 1. С. 100-105.
7. Ветрова, Н.М. Формирование у детей старшего дошкольного воз-раста способности к абстракции приемами моделирования. Вопросы умствен-ного воспитания детей дошкольного возраста. - Иркутск, 1972.
8. Воробьёва В.К. Методика развития связной речи у детей с систем-ным недоразвитием речи. – М.: АСТ, 2006. 98 с.
9. Выготский ,Л.С. Развитие высших психических функций. - Москва, 1960.
10. Гаркуша, Ю.Ф. Коррекционно-педагогическая работа в дошколь-ных учреждениях для детей с нарушениями речи / Ю.Ф. Гаркуша. – М.: Сфера, 2007. –128 с.
11. Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного воз-раста с общим недоразвитием речи / В.П. Глухов. – 2-е изд., испр. и доп. – М. : АРКТИ, 2019. – 168 с.
12. Жукова, Н.С. Формирование устной речи. - Москва, 1994.
13. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. – Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320 с.
14. Зюзина, А.И.
Без самостоятельного, постоянного участия дошкольников, не могут формироваться навыки наглядного моделирования. Конечно, любой здоровый ребенок в той или иной мере может овладеть действиями замещения и наглядного моделирования без каких-либо педагогических воздействий, так как, использование заместителей вещей, построение наглядных моделей происходит в обычных для дошкольников видах деятельности, с которыми они сталкиваются каждодневно, это сюжетно-ролевые игры, конструктивная деятельность, схематизм в рисовании, лепке, аппликации. Однако уровень развития умственных способностей у разных детей оказывается чрезвычайно различным, возможности, имеющиеся у каждого ребенка, реализуются далеко не полностью.
Внедрение технологии наглядного моделирования в систему коррекционной работы в логопедическом процессе помогает использование наглядных моделей в решении ряда коррекционно–развивающих, образо