Коррекция письменной речи у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы заключается в том, что отклонения в овладении письмом встречаются не только у детей, которые неправильно произносят звуки, но и у детей, у которых правильное произношение. Это дало основание многим авторам рассматривать нарушения письма как самостоятельное нарушение, не связанное с развитием устной речи, а в тех случаях, когда наряду с нарушениями письма имеются и недостатки произношения, - как два самостоятельных нарушения, не зависящие и не обусловливающие друг друга (дисграфия и косноязычие).
В отечественной логопедии процесс формирования письма традиционно рассматривается в рамках единого процесса языкового развития ребенка. Р.Е. Левина отмечала, что весь путь овладения речью формирует у младшего школьника определенный опыт аналитико-синтетической деятельности как в звуковой сфере, так и в сфере морфологических обобщений, которые составляют важнейшее условие готовности ребенка к усвоению грамматики письма.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы развития и коррекции нарушений письменной речи у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ………………………………………………………………
1.1. Анализ проблемы развития письменной речи младших школьников в психолого-педагогических исследованиях……………………………………….
1.2. Психолого-педагогическая характеристика речевого развития младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи …………….
1.3. Особенности развития письменной речи младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ………………..………………
Выводы по главе 1
ГЛАВА 2. Экспериментальное изучение письменной речи у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием ……………………
2.1. Организация и методики исследования по выявлению нарушений письменной речи у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием………………………………………………………………………
2.2. Анализ результатов исследования
2.3. Содержание логопедической работы по коррекции письменной речи у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи ….
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки [Текст] / Н.Г. Алтухова. – Спб.: Детство-Пресс, 2018. – 566 с.
2.Ахутина Т.В. Нейропсихологический подход к диагностике трудностей обучения [Текст] / Т.В. Ахутина // Проблемы специальной психологии и психодиагностика отклоняющегося развития. – М.: Изд-во Мин. общего и проф. образования РФ, 2019. – С. 85-92.
3.Безруких М.М. Ребенок идет в школу [Текст] / М.М. Безруких, С.П. Ефимова. – М.: Академия, 2020. – 248 с.
4.Белобрыкина О.А. Речь и общение. Пособие для родителей и педагогов [Текст] / О.А. Белобрыкина. – Ярославль: Академия развития, 2020. – 240 с.
5.Белякова Н.А. О роли пространственных представлений в овладении чтением и письмом по системе Брайля [Текст] / Н.А. Белякова // Дефектология. – 2016. – №2. – С. 32.
6.Бугрименко Е.А. Учимся читать и писать [Текст] / Е.А. Бугрименко, Г.А. Цукерман. – М.: Знание, 2020. – 344 с.
7.Венгер Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребёнка [Текст] / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. – М.: Просвещение, 2019. 344 с.
8.Ветвицкий В.Г. Современное русское письмо [Текст] / В.Г. Ветвицкий, В.Ф. Иванова, А.И. Моисеева. – М.: Просвещение, 2017. – 406 с.
9.Визель Т.Г. Нарушения чтения и письма у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / Т.Г. Визель. – М.: Издательство ?Астрель?, 2018. – 127 с.
10.Волоскова Н.Н. Трудности формирования навыка письма у учащихся начальных классов [Текст] / Н.Н. Волоскова. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 405 с.
11.Вопросы логопедии (Недостатки речи чтения и письма у учащихся младших классов) [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Издательство Академии педагогических наук, 2019. – 280 с.
12.Воронова Л.С. Нарушение письма у детей. Методические рекомендации [Текст] / Л.С. Воронова. – СПб.: Издательство Образование, 2020. – 86 с.
13.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики [Текст] / Под ред. А. М. Матюшкина. – М.: Педагогика, 2003. – 368 с.
В первом и во втором классах начальной школы письменная речь не самостоятельна, дети пишут под руководством учителя. Самостоятельность письменной речи формируется в написании сочинений, что достигается к третьему классу. В письменной речи третьеклассников можно проследить мысль развернутого высказывания [1].
Л.С. Выготский – первый исследователь письменной речи как знаковой системы. Он исследовал письменную речь как сложный вид речи, а не просто привычку руки и пальцев. Данный подход в изучении проблемы формирования письменной речи стал основным.
Л.С. Выготский выделил несколько положений по формированию письменной речи у детей [13]:
ребенок при поступлении в школу не осознает потребности в письменной речи, смутно представляет ее функции;
для формирования письменной речи необходимо учителю создать специфические мотивы и задачи для учеников, вызвать естественную потребность в письменной речи;