Правовое воспитание как средство профилактики противоправного поведения старших школьников
Введение
Актуальность исследования. Современные процессы развития общества на данный момент во многом обусловлены отношением к социально-экономическим интересам, а также изменением ценностных ориентаций, особенно молодого поколения. Важным отличием современной молодежи является моральное и социальное мировоззрение, основанное на индивидуализме - при послаблении идеологического воспитания в обществе и образовательных учреждениях. В таких условиях, главной идеей молодежи является достижение материальных, а не духовных ценностей. Данные факторы, ставят задачи по повышению уровня воспитания старших школьников.
Основной актуальностью правового воспитания современных старшеклассников является формирование социальных ценностей и профилактика противоправных действий, чтобы подросток мог стать полноценным гражданином своей страны, уважающим законы, обладающим правомерным поведением, чувством ответственности и знанию своих прав и обязанностей [2, с.142]. В Федеральном законе «Об образовани
Содержание
Введение 3
Глава 1. Правовое воспитание как средство профилактики противоправного поведения старших школьников 6
1.1.Особенности развития учащихся старших классов. 6
1.2. Противоправное поведение подростков 15-17 лет: понятие, виды, последствия 8
Выводы. …….13
Глава 2. Профилактика противоправного поведения старших школьников..
2.1 Правовое воспитание как средство профилактики противоправного поведения старших школьников 14
2.2.Диагностика правовых знаний у старших школьников 22
2.3.Комплекс мероприятий по правовому воспитанию старшеклассников с целью профилактики противоправного поведения…34
Заключение 40
Библиография 41
Приложения 45
Библиогрфаия.
1. Абрамов В. И. Взаимосвязь учебной и вне учебной деятельности в правовом воспитании старших под-ростков : специальность 13.00.01 «Общая педагогика, история педагогики и образования» : Автореферат на соискание кандидата педагогических наук / Абрамов В. И. ; Научно- исследовательский институт теории и методов воспитания Академии педагогических наук СССР. — Москва, 1991. — 19 c.
2. Аграновская Е. В., Отв. ред. Е. А. Лукашева; АН СССР, Ин-т государства и права Правовая культура и обеспечение прав личности / Е. В. Аграновская, Отв. ред. Е. А. Лукашева; АН СССР, Ин-т государства и права — 1-е изд.. — М: Наука, 1988 — 142 c.
3. Андреева Социальная психология: учеб. для вузов / Г. М.. Андреева— 1-е изд.. — М: Аспект Пресс, 2008 — 363 c.
4. Баранов П. П. Правосознание и правовое воспитание / П. П. Баранов — 1-е изд. — М: Нижний Новгород, 1993 — 475 c.
5. Бейлинсон В. Г. Азбука прав человека / В. Г. Бейлинсон — 1-е изд. — М: Мнемозина, 2004 — 399 c.
6. Вачков И. В., Битянова М. Р. Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников.[Текст] / И. В. Вачков, М. Р. Битянова — 1-е изд. — СПб: Питер, 2009 — 192 c.
7. Венгеров А. Б.. Теория государства и права / А. Б..Венгеров — 3-е изд. — М: Юриспруденция, 2000 — 528 c.
8. Выготский Л. С. Психология развития человека / Л. С. Выготский — 1-е изд. — М.: ЭКСМО, 2005 — 1136 c.
9. Гайнер М.Л. Правосознание подростков / М.Л. Гайнер. – М: Эксмо, 1998. – 208 с.
10. Головченко В. В. Эффективность правового воспитания: понятие, критерии, методика измерения / В. В. Головченко — 1-е изд. — Киев: Наук. думка, 1985 — 128 c.
11. Давыдова О. И. Беседы об ответственности и правах ребенка / О. И. Давыдова, С. М. Вялкова — 1-е изд. — М.: ТЦ Сфера, 2008 — 112 c.
12. Долгополов О. А. Организация правового воспитания в современной России : специальность 12.00.01 «Теория и история государства и права, история политических и правовых учений» : Автореферат на соискание кандидата юридических наук / О. А. Долгополов ; Акад. права и упр. Минюста России. — Рязань, 2004. — 24 c.
13. Дубровина И. В. Практическая психология образования: учеб. пособие / И. В. Дубровина — 4-е изд. — СПб.: Питер, 2004 — 592 c.
14. Замылен Е. И. Правовое воспитание как одна из составляющих процесса преподавания юридических дисциплин в образовательных учреждениях / Е. И. Замылен — М.: Юрист, 2013 — 375 c.
15. Захарова А. В. Психология обучения старшеклассников / А. В. Захарова . — М.: Знание, 1976 — 64 c.
16. Касьянов В.В, Социолог
В правовом воспитании во главе должно стоять органическое единство. Правовое воспитание определяется политикой государства. Не являясь в полной мере дееспособным гражданином, ребёнок находится под защитой закона, его права защищены «Всеобщей декларации прав человека». ( от 10 декабря 1948 года), «Декларации прав ребёнка » (от 20 декабря 1959 года) и «Международной Конвенцией о правах ребёнка» (от 20 ноября 1989 года).
Правовое воспитание дает старшеклассникам эффективное и глубокое усвоение ценностей правовой культуры в родной стране и знание своих прав и обязанностей. По мнению К целям правового воспитания относится формирование определенной политической, нравственной и юридической структуры личности, формирование чувства уважения к нормам, а главное- убежденности в необходимости их соблюдения. Все это, в своей работе объединял В. А. Сухомлинский единым понятием «гражданственность » [43, с. 3] , то есть осознанность. Именно благодаря осознанности можно понять окружающий мир