Использование сказок для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня
ВВЕДЕНИЕ
Приоритетным направлением речевого воспитания детей старших дошкольников сегодня становится развитие связной речи. Выполняя вербальную функцию, речь поддерживает ребенка в его социализации. Безусловно, связная речь помогает любому человеку правильно озвучивать свои мысли, добиваясь целей. Детям понятная другим людям речь помогает в коммуникативной деятельности чувствовать себя уверенно.
В исследованиях лингвистов и педагогов-практиков установлено, что мышление и интеллект ребенка во многом определяется связной речью (Л. С. Выготский [11], А. А. Леонтьев [31], О. А. Романович [48] и др.). На этапе получения начального образования связная речь является фундаментом высокой успеваемости ребенка в средней и старшей школе. Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях на занятиях следует уделять больше времени задаче развития связной устной речи детей. Вопросами, рассматривающими детские высказывания с точки зрения их полноты, логичности и связности, в свое время занималис
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
1.1. Развитие связной речи детей как научная категория, ее виды и механизмы формирования
1.2. Особенности связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня
1.3. Возможности сказки в развитии связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня
Выводы по первой главе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОСТОЯНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
2.1. Организация, задачи и методика эмпирического исследования
2.2. Анализ результатов логопедического обследования связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Выводы по второй главе
ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ СРЕДСТВАМИ СКАЗКИ
3.1. Психолого-логопедическая программа по развитию связной речи дошкольников с ОНР III уровня средствами сказки
3.2. Оценка эффективности реализации психолого-логопедической программы по использованию сказок для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
3.3. Методические рекомендации по применению сказки для развития связной речи старших дошкольников с ОНР III уровня
Выводы по третьей главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ…
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Андреев, Н. П. Указатель сказочных сюжетов по системе Аарне / Н.П. Андреев. – Ленинград : издание Гос. русского географического о-ва, 1929. – URL: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008563266/ (дата обращения: 21.02.2022). – Текст : электронный.
2. Афанасьев, А. Н. Большое собрание народных русских сказок в одном томе/ А.Н. Афанасьев. – Москва : Эксмо, 2022. – 670 с. – Текст : непосредственный.
3. Барабанова, Л. Б. К вопросу коррекции средствами сказки недостатков связной речи у детей с ОНР / Л. Б. Барабанова, Е. В Жулина // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=24919 (дата обращения: 12.02.2022). – Текст : электронный.
4. Богуславская, Е. А. Методы развития связной речи дошкольников
посредством сказок / Е. А. Богуславская // Проблемы современной науки и образования. – 2016. – № 9. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov-posredstvom-skazok (дата обращения: 21.02.2022). - Текст : электронный.
5. Бородич, А.М. Методика развития речи детей. / А.М. Бородич. – Москва: Просвещение, 1981. – 255 с. – URL: https://pedlib.ru/Books/5/0174/5_0174-46.shtml (дата обращения: 21.02.2022). – Текст : электронный.
6. Бойкова, С. В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5-7 лет / С. В. Бойкова. – Санкт-Петербург : Каро, 2021. – 176 с. – Текст : непосредственный.
7. Быстрова, Г. А. Логосказки / Г. А. Быстрова, Э. А. Сизова, Т. А. Шуйская. – Санкт-Петербург : Каро, 2002. – 128 с. – Текст : непосредственный.
8. Васькова, О. Ф. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. ФГОС / О. Ф. Васькова, А. А. Политыкина. – Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2020. – 112 с. – Текст : непосредственный.
9. Воробьёва, В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. Учебное пособие (+ дидактический материал) / В. К. Воробьёва. – Москва : МПСИ, 2016. –
Составил ответ сам. Однако назвать связной речь Сережи М. нельзя. Ответ неполный, состоит из несвязанных между собою предложений. Все предложения простые. В них лишь указание на действие. Хотя встречается несколько слов-описаний танка. Мальчик не умеет строить план высказывания. Не знает, как описывать предмет. Просто перечисляет то, что считает нужным рассказать про свою игрушку. Стоит отметить и бедный словарный состав речи Сережи М. Оценка результатов и уровень успешности выполнения задания представлены нами в таблице 2.7 «Оценка результатов группы при выполнении задания 3» и в таблице 2.8 «Уровень успешности выполнения детьми задания 3».
Таблица 2.7.
Оценка результатов группы при выполнении задания 3
Критерий Балл Характеристика Кол-во детей
1 2 3 4
Полнота 4 балла отображены все основные признаки предмета -
3 балла рассказ-описание достаточно информативен -
2 балла рассказ недостаточно информативен, в нем не отражены существенные признаки предмета 7 ч