Дидактическая игра как средство развития представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет
Введение
Дошкольная образовательная организация выполняет важную задачу подготовки детей к школе. От того, насколько хорошо и своевременно ребенок подготовится к школе, во многом зависит успешность дальнейшего обучения ребенка. Одним из основных предметов в школе является математика. Поэтому математическая наука имеет свое развивающее влияние. Его изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует усидчивость, терпение и творческий потенциал личности.
Представления о геометрических фигурах у детей 6–7 лет играют важную роль в формировании элементарных математических представлений и познания окружающего мира. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предполагает формирование доступных для ребенка дошкольного возраста представлений, эталонов, отражающих признаки, свойства и отношения предметов и объектов окружающего мира.
Показателем сформированности этих представлений является способность ребенка применять полученные зна
Содержание
Введение3
Глава 1 Теоретические основы развития представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет в процессе дидактической игры8
1.1 Особенности развития представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет8
1.2 Возможности дидактической игры как средства развития представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет23
Глава 2 Экспериментальное исследование влияния дидактической игры на развитие представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет36
2.1 Выявление первичного уровня представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет36
2.2 Педагогические условия реализации дидактической игры для развития представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет44
2.3 Динамика уровня сформированности представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет50
Заключение59
Библиографический список63
Приложение А Материалы апробации исследования по проблеме развития представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет в процессе дидактической игры69
Приложение Б Методики работы по выявлению представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет70
Приложение В Тематическое планирование по развитию представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет72
Приложение Г Дидактические игры на развитие представлений о геометрических фигурах у детей 6–7 лет74
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" [Электронный ресурс] http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202212280044
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Текст] // Российская газета. – № 265. – 25.11.2013
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573) https://www.rospotrebnadzor.ru/files/news/SP2.4.3648-20_deti.pdf http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_371594/a87d3709aa01857b67d2d04477b1d8458572e62e/
Абраухова, В.В. Дошкольная педагогика. Воспитание и развитие детей в ДОО [Текст] /В.В.Абраухова. – Москва-Берлин: Директ-Медиа, 2020. –117 с.
Аванесова, В.Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей // Сенсорное воспитание в детском саду [Текст] / – М.: 1981. – 185с.
Аванесова, В.Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду // Умственное воспитание дошкольника [Текст] / под ред. Н.Н.Подьякова. – М.: 2000. – 263с.
Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика [Текст] /Т.М. Бабунова. – М.: Сфера, 2015 . – 208 c.
Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. -М., 2004. Вопросы теории и практики [Текст]: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений / А.В.Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 400 с.
Блехер, Ф.Н. Дидактические игры и занимательные упражнения [Текст] / Ф.Н. Блехер.– М.: Просвещение, 2010. – 224с.
Бондаренко, А.К., Матусик А.И. Воспи
Сенсорное развитие ребенка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли в слове. Слово помогает называть признак или свойство предмета. В речи формируется процесс рассуждения. Мыслительный процесс начинается с осознания проблемной ситуации, с постановки вопроса. Развивающие игры и дидактические игры способствуют развитию таких мыслительных операций, как: анализ – мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; сравнение – установление сходства и различия между предметами или какими-либо признаками; синтез – мысленное объединение частей, свойств в единое целое; обобщение – мысленное объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам. Мышление может осуществляться с помощью практических действий, на уровне оперирования представлениями или словами, т.е. во внутреннем плане. Таким