Формирование фонематического слуха и восприятия при коррекции нарушений письма у младших школьников с общим недоразвитием речи
ВВЕДЕНИЕ
Готовность ребенка к школе в настоящее время рассматривается не как владение им определенными качествами, требующимися школьнику, а как наличие предпосылок для формирования этих качеств. А.В. Запорожец указывал, что готовность детей к школе нельзя свести к наличию у ребенка отдельных свойств и умений. Она представляет собой целую систему взаимосвязанных качеств личности ребенка. Родители заинтересованы в том, чтобы ребенок рос физически и психически здоровым и хорошо учился. Однако существуют особые дети, которым трудно дается овладение школьной программой, они нуждаются в более тщательной подготовке к обучению.
По данным специальных исследований Института возрастной физиологии, от 40 до 60 % учащихся начальной школы имеют не проходящие трудности обучения письму. Данная статистика является неутешительной, поскольку среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным и важным.
По мнению таких ученых, ка
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Характеристика навыка письма младших школьников ….……..……….7
1.2. Особенности формирования навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи…………………………………………..…………13
1.3. Анализ современных подходов в логопедической работе по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи……………………………………………………………... 21
ГЛАВА II ОПРЕДЕЛЕНИЕ НАПРАВЛЕНИЙ И СОДЕРЖАНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1. Исследование уровня сформированности функционального базиса письма у младших школьников с общим недоразвитием речи……………………..29
2.2. Направления и содержание логопедической работы по формированию навыка письма у младших школьников с общим недоразвитием речи……... 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….….44
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………. 49
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Абобакирова, О.Н. Особенности наглядно-образного мышления у детей с общим недоразвитием речи [Текст] / О.Н. Абобакирова // Молодой ученый. – 2016. – №4. – С. 734-736.
2. Аманатова, М.М. Обзор нарушений чтения и письма у учащихся общеобразовательных школ [Текст] / М.М. Аманатова // Ранняя диагностика, профилактика и коррекция нарушений письма и чтения: Материалы II международной конференции Российской ассоциации дислексии. - М.: МСГИ, 2006. – С.10-13
3. Аристова, Т.А. Использование фонематического принципа при обучении грамотному письму [Текст] / Т.А. Аристова // Начальная школа. – 2007. – №1. – С. 64-66
4. Безруких, М.М. Обучение первоначальному письму [Текст]:
методическое пособие к прописям / М.М. Безруких. – М.: Просвещение,
2002. – 64 с.
5. Вавилова, А.В. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи [Текст] / А.В. Вавилова // Молодой ученый. – 2014. – №5. – С. 495-497.
6. Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи [Текст]: методическое пособие / В.К.
Воробьева. – М.: Астрель, 2007. – 158 с.
7. Глухов, В.П. Исследование особенностей связной речи старших дошкольников с задержкой психического развития и общим недоразвитием речи [Текст] / В.П. Глухов, М.Н. Смирнова // Логопедия. – 2005. – № 3. – С.13-24
8. Голубева, Г.Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников [Текст]: методическое пособие / Г.Г. Голубева. – СПб.:
Союз, 2000. – 200 с.
9. Горбатова, Е.В. Готовим руку к письму [Текст]: учебнометодический комплекс для логопедов / Е.В. Горбатова. – М.: Белый ветер, 2005. – 36 с.
Более многочисленны перестановки, искажающие слоговую структуру слов. Так, односложные слова, состоящие из обратного слога, заменяются прямым слогом. В двусложных словах, состоящих из прямых слогов, один из них заменяется обратным (30).
Связь пальцевой моторики и речевой функции подтверждается многими исследователями. Одним из таких является М.М. Кольцова. Она отмечает, что если развитие движений пальцев отстает от возрастных норм, то и речь не соответствует возрасту. У детей с ОНР пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. При письме страдает и техника, и грамотность. При этом наблюдается своеобразный почерк (сильный или недостаточный нажим, неровные буквы). Детям тяжело удерживать пальцами ручку, тратится много времени на то, чтобы подготовиться к работе. При письме моторные затруднения проявляются в сложном комплексе ошибок. Наряду с пропуском букв, дети пропускают слоги, слова, элементы букв, не