Развитие лидерских качеств учащихся начальной школы в учебном коллективе
ВВЕДЕНИЕ
ФГОС НОО формирует личностные качества исходя не только из актуальных потребностей в настоящий момент, но и из того, что будет востребовано в будущем. [41].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом педагог должен учить развивать у учеников начальных классов ставить перед собой цели и следовать им, планировать и контролировать свои действия, оценивать свои поступки, проявлять активность во всех действиях, показывать своим одноклассникам и учителям полезность своих поступков и также научить одноклассников доверять твоим решениям и вести за собой. Изучив активность каждого ребёнка, учитель должен составить индивидуальный план развития лидерских качеств ученика. Тем самым педагог определяет нужные пути, которые помогу ученику развивать все эти качества.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 6
1.1 Основы развития лидерских качеств у детей младшего школьного возраста 6
1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 11
1.3 Методы и формы развития лидерскихкачеств у детей младшего школьного возраста 19
2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.. 24
2.1. Изучение процесса развития лидерских качеств детей младшего школьного возраста 24
2.2 Диагностика уровня сформированности лидерских качеств у детей младшего школьного возраста. 29
2.3. Комплекс упражнений, направленный на развитие лидерских качеств младших школьников. 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Андреева, Г.М. Социальная психология. Учебник для вузов [Текст] / Г.М. Андреева − Москва: Аспект-Пресс, 2008. – 363 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Е.В. Андриенко. - Москва: Академия, 2001. - 368 с.
- Андриенко, Е.В. Социальная психология [Текст]: Учебник для высших учебных заведений / Е.В. Андриенко. - Москва: Академия, 2001. - 368 с.
- Бабанский, Ю.К. Педагогика [Текст] / Ю.К. Бабанский. - Москва: Просвещение, 1988. - 479 с.
- Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович – Москва: Просвещение 2008 – 400 с.
- Выдренкова, А.А. Формирование духовно-нравственных качеств младших школьников [Текст]: 44.04.02 Психолого-педагогическое образование/ Выдренкова Анна Аркадьевна – Тольятти, 2016. – 176с.
- Габай, Т. В. Педагогическая психология. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений [Текст] / Т. В. Габай. - Москва: Академия, 2008. — 240 с.
- Горбунова, Г.М. Специфика лидерства в зависимости от псих социотипа личности [Электронный ресурс] / Г.М Горбунова. – Электрон. Текстовые дан. – Саранск: 2021. Режим доступа:«Специфика лидерства в зависимости от псих социотипа личности», (infоurоk.ru), свободный.
- Демина, Е.В. Влияние личности педагога на успешность школьника [Текст] / Е.В. Демина // Начальная школа. – 2014. – №12.
- Дубровина, И.В. Возрастная и педагогическая психология. Хрестоматия: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб. Заведений [Текст] / И.В. Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин – Москва: Академия, 2003 – 368 с.
- Захарова, В.А. Об одной из форм организации проектной деятельности [Текст] / В.А Захарова // Начальная школа. – 2015. – №7.
- Карпова, И.А. Педагогический словарь [Текст] / И.А. Карпова – Москва: Издательский центр «Академия», 2003 – 192 с.
- Каширских, Т.В. Психологические особенности лидерства в начальных классах. Диссертация. [Текст]: ВАК РФ 19.00.07: защищена 1999/ Каширских Татьяна Владимировна – Москва, 1999.- 40с.
- Ковалев, Г.А. Активное социальное обучение как метод коррекции психологических характеристик субъекта общения [Текст]: дис. канд. псих. наук: 19.00.07 / Г.А. Ковалев; ЛГУ им. А.А. Жданова. – СанктПетербург, 1980. – 270 с.
- Кричевский, Р.Л. Психология лидерства [Текст] / Р.Л. Кричевский – Москва: Статут, 2007 – 542 с.
- Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство? [Текст] / А.П. Кузякин // Образование. 2011. – №4.
- Куклина, И.Д. Компьютер как средство активизации интеллектуального развития личности [Текст] / И.Д. Куклина // Начальная школа. – 2010. – №12.
- Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев – Москва: Смысл, 2007 – 509 с.
- Немов, Р.С. Психология. Книга 2. Психология образования [Текст] / Р.С. Немов – Москва: Литагент ВЛАДОС, 2007. – 496 с.
- Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога. 2 - е изд., дораб. [Текст] / Р.В. Овчарова – Москва: Просвещение, 2006 – 352 с.
- Петровский, А.В. Психология и время [Текст]/ Г.М. Петровский – Москва: Питер, 2005-368 с.
- Подласый, И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов [Текст]: учебное пособие / И.П. Подласый. – Москва: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. – 365 с.
- Пожидаева, Т.Ф. Игра как технология личностного развития младшего школьника [Текст]: Специальность ВАК РФ13.00.01/ Пожидаева Татьяна Федоровна – Москва, 2006. – 239с.
- Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. [Текст] / С.Л. Рубинштейн – Москва: СПб., 2002. – 720 с.
- Смирнова, М.Н. Психологический словарь [Текст] / М.Н. Смирнова – Москва: Феникс, 2003 – 640 с.
- Филиппова, И.А. Развитие лидерских качеств у младших школьников в сфере внеурочной деятельности. [Текст] / Филиппова Наталья Валентиновна – Ульяновск, 2015. – 66с.
- Харибутова, Ю.Н. Дидактическая игра как средство обучения младших школьников [Текст] / Ю.Н. Харибутова // Начальная школа. – 2017. – №2.
- Чистякова, М.И. Психогимнастика [Текст] / Под ред. М.И. Буянова. Москва: Просвещение, 2000. – 160 с.
- Шишкина, Т.П. Формирование лидерских качеств у подростков [Текст] / Шишкина Татьяна Петровна – Москва, 2006. – 36с.
Второй методикой, которая была мной использована для выявления уровня лидерских качеств, была диагностика функционального лидерства в малых группах, авторов Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов.
Данная методика дает четкое определение места каждого члена группы в системе межличностных отношений, а также позволяет увидеть психологический статус и выстроить иерархию статусов среди всех членов группы или коллектива. Всем участникам данного диагностирования предлагается ответить на ряд вопросов, которые каждый по – своему посвящен выбору партнера или товарища в процессе какой – либо деятельности. Чтобы результат получился более надежным и достоверным, выбор ограничивается тремя партнерами. Если же вопрос позволяет и предполагает выбор неограниченного числа партнеров, тогда необходимо выстроить иерархию предпочтения от самого предпочитаемого партнера до самого наименее предпочитаемого. Данная процедура будет способствовать более четкой внутренней мотивированности выбора. [9, с.5-9]
Полученный в ходе диагностики результат суммируется, после чего делается вывод о психологическом статусе индивида, а также о его положении в системе межличностных отношений. Сам же опросник состоит из 9 вопросов, которые, пожеланию, педагога или психолога могут быть расширены.