Роль городецкой росписи в формировании навыков кистевой росписи обучающихся начальных классов на внеклассных занятиях
Введение.
Формирование замысла.
Народное декоративно-прикладное искусство – результат творчества многих поколений мастеров. Оно едино в своей художественной структуре и необычайно разнообразно по своим национальным особенностям, которые проявляются во всем, начиная с выбора материала и заканчивая трактовкой изобразительных форм.
Среди всего многообразия видов росписи и форм для её исполнения, в качестве своей дипломной работы я решила выполнить «Зеркало в «Городецком стиле». Городецкая роспись привлекла меня своей кажущейся простотой цветового и графического решения, умещающей в себе огромное многообразие сюжетов и яркую игру красок.
Выбранный мною сюжет – двое лебедей, как олицетворение нежности, чистоты и красоты птиц, они располагаются в центральной части зеркала, куда больше устремлен взгляд обывателя, под веночной композицией Городецких цветов. Снизу и по бокам зеркало украшено розанами, васильками и колокольчиками, собранными в венки. Завершающей деталью росписи зеркала
СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Формирование замысла.
Глава 1. Художественно-историческая глава.
1.1. История и развитие Городецкого промысла.
1.2. Композиционное решение и особенности, характерные для Городецкой росписи.
1.3. Технология, характерная для Городецкой росписи.
Глава 2. Психолого-педагогический аспект в формировании навыков кистевой росписи обучающихся начальных классов.
2.1. Особенности учебной деятельности.
2.2. Методы и приемы формирования навыков кистевой росписи обучающихся начальных классов.
2.3. Влияние занятий Городецкой росписью на развитие личности младшего школьника.
2.4. Методика проведения и организации занятий Городецкой росписи.
2.5. Разработка программы внеклассных занятий - кружка «Городецкие мотивы».
Глава 3. Создание авторского проекта «Зеркало в стиле «Городецкая роспись».
3.1. Описание и характеристика инструментов, материалов, оборудования и приспособлений.
3.2. Работа над дипломным эскизом, его цветовое и графическое решение.
3.3. Технология воплощения проектируемого изделия «Зеркало в стиле «Городецкая роспись»».
Заключение.
Список литературы.
Терминологический словарь.
Приложение 1.
Список литературы
1.Величко Н. «Роспись. Техники. Приемы. Изделия.» - М; 1999г.
2.Барадулин В.А. и др. «Основы художественного ремесла» - М; 1979г.
3.Барадулин В.А. «Роспись по дереву, бересте, папье-маше» - М; 1933г.
4.Жегалова С.К. «Русская народная живопись» - М; 1975г.
5.Концедикас А.С. «Народное искусство» - М; 1975г.
6.Круглова О.В. «Русская народная резьба и роспись по дереву» - М; 1974г.
7. Жемчугова П. П. «Декоративно-прикладное искусство» - Спб; 2007 г.
8. Клиентов А. Е. «Народные промыслы» - М; 2007г.
9. Попова О. С. «Народные художественные промыслы» - М; 1984г.
Терминологический словарь
Чертёжка– обводка элементов росписи при помощи специальной тонкой кисти.
Бликовка -это последние, заключительные мазки светлой краской, передающие блики на предметах и вызывающие ощущение полной завершенности произведения.
Шлифовка - механическая или ручная операция по обработке материала (древесина, металл, стекло, гранит, алмаз и др.).
Колер – красочный состав того или иного цвета, предназначенный для окраски чего-либо
Столярная обработка деревянной заготовки - к основным операциям столярной обработки древесины относятся пиление, строгание, долбление и сверление.
Орнамент -узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и так далее), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных
Главные элементы «травки»:
«Осочки» – самый простой элемент. Он выполняется легким движение кончика кисти сверху вниз.
«Травинки» – это мазки с небольшим плавным утолщением.
«Капельки» рисуют, прикладывая кисть к бумаге.
«Усики» изображают непрерывной линией одинаковой толщины, закрученной в спираль.
«Завитки» выполняют, как и «усики», только с легким нажимом в середине элемента.
«Кустик» – это наиболее сложный элемент,
На занятиях декоративным рисованием с первоклассниками учитель должен принимать во внимание успехи, достигнутые дошкольниками в детских садах. На уроки рисования необходимо активно привлекать произведения народного искусства, изучать приемы кистевой росписи, развивать восприятие детей.
Содержание декоративной работы в начальных классах значительно усложняется. Уже в первом классе на уроках декоративного рисования учащиеся должны получить определенные знания: о выразительных приемах цветочной росписи в изделиях народных мастеров Городца. Происходит дальнейшая систематизация умений и навыков в создании собственных композиций узора.
Учитель должен уметь сочетать развитие мышления и речи первоклассников с эстетическим познанием и художественным развитием.
Дополнительное образование детей - это поисковое образование, апробирующее иные, нетрадиционные пути развития графических навыков у детей младшего школьного возраста.