Изучение в основной школе реформ Петра I
Введение
К числу наиболее значимых фигур отечественной истории относится Петр I. С годами не ослабевает внимание к его личности и многообразной деятельности. Актуальность темы определяется, в первую очередь тем, что в современных условиях, когда происходит процесс не только переосмысления российского прошлого, но и поиска ее идентичности, особое значение приобретает анализ реформаторской деятельности Петра I. Как подчеркивается в современной исторической науке, многие принципы, которые были заложены Петром I в основу реформированного им государства, «просуществовали столетия и имеют значение до сих пор».
Современная образовательная система имеет большое количество альтернативных учебников, в которых фактическая историческая информация (даты, события, причинно-следственные связи и прочее) в целом отображается одинаково. Однако образы правителей, их характеристики личности, преломившись через субъективное мировоззрение авторов учебников, не всегда отображаются однозначно от учебник
Содержание
Введение 3
Глава 1. Реформаторская деятельность Петра I 6
1.1 Историография реформ Петра I 6
1.2 Основные направления реформ Петра I 18
Глава 2. Методологические основы изучения реформ Петра I в основной школе 34
2.1 Общая оценка деятельности Петра I в школьном курсе 34
2.2 Отображение реформ Петра I в учебниках по истории 41
Глава 3. Разработка и анализ урока по теме «Петр I и его реформы» 45
3.1 Технологическая карта урока 45
3.2 Методическая разработка занятия по теме: «Петр I и его реформы» 49
Заключение 65
Список использованной литературы 68
Список использованной литературы
Андреев, И.Л. История России: конец XVII-XVIII в. 8 класс: учебник / И.Л. Андреев, Л.М. Ляшенко. – М.: Дрофа, 2016. – 219 с.
Анисимов, Е.В. Время петровских реформ / Е.В. Анисимов. – Л.: Лениздат, 1989. – 495 с.
Анисимов, Е.В. Петр Великий / Е.В. Анисимов. – СПб.: Питер, 2008. – 448 с.
Арсентьев, Н.М. История России. 8 класс: учебник для общеобразовательных организаций. В 2 Ч. Ч.2. / Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов. – М.: Просвещение, 2016. – 126 с.
Артемов, В.В. История Отечества. С древнейших времен до наших дней / В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. – М.: Академия, 2017. – 360 с.
Баггер, Х. Реформы Петра Великого: Обзор исследований / Х. Баггер; Пер. с дат. В.Е. Возгрина. - М.: Прогресс, 1985. – 199 с.
Беляева, Е.В. Образ Петра I в отечественной дореволюционной историографии / Е.В. Беляева, В.А. Эрлих // Гуманитарные и правовые проблемы современной России : материалы XII Межвузовской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2016. – С. 169-172.
Богословский, М.М. Областная реформа Петра Великого: Провинция 1719–1727 / М.М. Богословский. - М.: Имп. о-во истории и древностей рос. при Моск. ун-те, 1902. - XVI, 521 с.
Богословский, М.М. Петр I. Материалы для биографии / М.М. Богословский. - М., 1940–1948. Т. 1–5.
Брикнер, А.Г. История Петра Великого / А.Г. Брикнер. – М.: ООО «АСТ», 2004. – 668 с.
Буганов, В.И. История России, конец XVII-XX век. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Профильный уровень / В.И. Буганов, П.Н. Зырянов, А.Н. Сахаров; под ред. А.М. Сахарова. – М.: Просвещение, 2012. – 336 с.
Буганов, В.И. Петр Великий и его время / В.И. Буганов; отв. ред. А.П. Новосельцев. – М.: Наука, 1989. – 187 с.
Гаврищук, В.В. Военные преобразования Петра I в отечественной историографии / В.В. Гаврищук // Военный академический журнал. – 2017. - №2. – С. 21-31.
Горьковская, З.П. Компаративная стратегия интерпретации эпохи Петра I в историографии и в учебниках по истории
Подавляющее большинство военнослужащих «на родине» превратилось в дворянство (как называли дворянство при Петре I). Определенная часть военнослужащих «по отечеству» на юге России и почти все военнослужащие «на устройстве» стали государственными крестьянами. В то же время была сформирована переходная категория однодвородов - лично свободных людей, которым принадлежал только один двор. Целью реформ было объединение дворянства в единое сословие, которое будет нести государственные пошлины.
В 1714 году был издан «Указ о единонаследии». Поместная форма землевладения теперь ликвидировалась, оставалась только вотчинная, но отныне вотчина именовалась поместьем. Только старший сын получал право наследования земли. Остальные оказывались безземельными, лишались средств к существованию, и имели возможность выбора лишь одного пути в жизни - поступить на службу в государ