Формирование мотивации по занятиям физической культурой у детей старшего школьного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Мотивация учебно-физкультурной деятельности следует из многообразных потребностей, которые разделены на группы: потребность в движении, потребность в спортивной деятельности.
Потребность в движении является необходимой, врожденной потребностью человека. У разных индивидов эта потребность выражена по- разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность подростков может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности [4].
Поэтому у них наблюдается лучшая успеваемость по овладению двигательными навыками и развитию двигательных качеств, а педагоги отмечают большую их работоспособность. Однако большая активность одного ученика по сравнению с другими еще не означает, что он сознательнее подходит к своим обязанностям, что он более ответствен, просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности [6].
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.4
Современное состояние изучаемой проблемы.6
Понятие мотив и мотивация.6
Возрастные особенности детей старшего школьного возраста. 9
Структура мотивационной сферы учащихся.19
Специфика учебной мотивации учащихся.20
Методы и организация исследования30
Методы исследования.30
Организация исследования35
Результаты исследования и их обсуждение37
Методика по формированию мотивации.37
Результаты педагогического эксперимента40
Заключение.48
Список использованных источников50
Приложения A-E.56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Абрамов, В.М. Роль методов психолого-педагогического воздействия в процессе физкультурно-спортивной подготовки обучающихся / В.М. Абрамов, Л.Е Афонина. - Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии. — 2015. — Т. 1. — С. 111-113.
Ашмарина, А.А. Соревнование как способ формирования у школьников интереса к физической культуре /A.A. Ашмарина. - Ярославский педагогический вестник. - 2014. — Т. 2, № 3 — С. 164-168.
Бабушкин, Е.Г. Формирование спортивной мотивации [Элетронный pecypc]: Омск: Омский научный вестник - 2014. - № 1 (125) - Стр. 158 — 160. - URL: http://www.cvberleninka/article/n/formirovanie-sportivnoy-motivatsii
Бирюлин, Владимир Андреевич. Особенности мотивационной сферы будущих учителей и психологов: дис....канд. психол. наук: 19.00.07 Самара, 2007 188 с. РГБ ОД, 61:07-19/365
Ворожбитова, А. Л. Гендер в спортивной деятельности: учебное пособие. /А.Л. Ворожбитова. - Москва: Флинта: Наука, 2011. — 212 с.
Взаимосвязь мотивации и эмоций в физкультурно-спортивной деятельности // Теория и практика физической культуры. - 2014. - № 2. - С. 87- 89
Гаркуша, Н. С. Воспитание культуры здоровья школьников: моделирование процесса управления /Н. С. Гаркуша. Национальная ассоциация ученых (HAY), ежемесячный научный журнал. — Екатеринбург: HAY. — 2015. — № 2 (7), часть 5. — С. 82-86.
Гоголев, Н. Е. Методика физической подготовки гимнастов в вузе с использованием самобытных средств: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Гоголев Николай Ефимович. - Хабаровск, 2010. - 146 с.:
Соловей, Л. А. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб: Речь, 2012. - 132 с.
Горбунов, Г. Д. Психология физической культуры и спорта: учебник // Г.Д. Горбунов, - Москва: Академия, 2014. - 267, [1] с.
Драндров, Г.Л. Педагогические условия эффективности формирования у школьников интереса к физической культуре и спорту / Г.Л. Драндров, Н.Н. Кисапов // В
В качестве образца проявления первой группы надобностей автор приводит выступление члена производственной группы перед товарищами, направленное на изменение ее производственной деятельности. Мотивы собственно социального плана связаны «...с интересами и целями общества в целом...» [21]. Данная группа мотивов и определяет поведение человека как члена группы, интересы которой становятся интересами самой личности. Очевидно, что эта группа мотивов, характеризуя, например, весь учебный процесс в целом, может характеризовать также и его субъектов: педагога, учащихся в плане далеких, общих, понимаемых мотивов.
Заявляя о мотивах и потребностях, ориентированных на занимающихся, А. Н. Леонтьев имеет в виду мотивы, «направленные либо естественно на удовлетворение желания узнать что-то интересное или важное, либо на дальнейший выбор способа поведения» [21]