Развитие чувства ритма в классе ударных инструментов у учащихся ДМШ
Введение
Актуальность исследования. К древнейшим музыкальным инструментам, созданных человеком, относятся ударные. Они представляют собой одно из базовых оснований музыкальной культуры. Обладая огромным богатством темброво-колористических красок, широким спектром штрихового разнообразия, динамикой и выразительностью, ударные инструменты по праву представлены как полноправный голос в музыке. В современном исполнительстве ударные инструменты играют важную роль в каждом ансамбле, оркестре. Практически нет таких музыкальных жанров, в которых бы не использовались какие-либо ударные или перкуссионные инструменты. Появились даже отдельные ансамбли ударных инструментов, которые не нуждаются в дополнительном аккомпанементе (контрабас, бас-гитара, рояль, гитара).
В современной музыкальной культуре ударные инструменты используются в самых разнообразных стилях: от академической музыки до кантри-джаза и тяжёлого рока.
Степень изученности темы. Некоторые вопросы, связанные с развитием мет
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теоретические аспекты процесса исполнительства на ударных инструментах ………………………………………………...………6
1.1. Ударные музыкальные инструменты: истоки и эволюция……….………......6
1.2. Психологические особенности восприятия музыки с участием ударных инструментов…………………………………………………………....…9
Глава 2. Формирование метро-ритмических навыков в классе ударных инструментов…………………………………………………………...12
2.1. Развитие чувства временной организации музыки (темп, метроритм) у обучающихся в классе ударных инструментов………………………………...12
2.2. Роль ансамблевой игры для развития чувства ритма в классе ударных инструментов…………………………………………..............................18
2.3. Использование различных методов в музыкальном воспитании ………….20
Заключение..…………………………………………………………………….…24
Приложение………………………………………………………………………..27
Список литературы ………………………………………………………………34
Список литературы
1. Аникин В. И. Ударные инструменты. М.: Воениздат, 2005 г.
2. Асафьев Б. Музыкальная форма как процесс. Кн.1. 2-е изд. Л., 1971-312 с.
3. Багдасарьян Г. Э. Школа игры на ударных инструментах: воспитание правильного чувства ритма у обучающихся на ударных инструментах: учеб. пособие [Ноты] / Г. Э. Багдасарьян. - Санкт-Петербург: Лань; Москва: Планета музыки, 2012. — 61 с.
4. Банин А. А. Памяти К. Квитки: Сб. статей». М.: Сов. композитор, 1983 г. 303 с.
5. Биберган В. К вопросу о классификации ударных // Вопросы оркестровки / Сб. тр. ГМПИ им Гнесиных. Вып. 47. М., 1980. - С. 23-40.
6. Блейдс Джеймс. Об ударных инструментах. - Журнал "Музыкальные инструменты" №6, 2005 г.
7. Бурдь В. Теория и методика профессионального обучения студентов-исполнителей художественному интонированию на ударных инструмен-тах: Автореферат дис. канд.пед. наук. Краснодар, 2005. -23 с.
8. Бюхер К. Работа и ритм М., 1923. - 287 с.
9. Вейгерт Д. Эффективная тренировка бас-гитариста и ударника // Музы-кальное исполнительство и педагогика / Том. обл. учеб.- метод. центр культуры и искусства. Томск, 2007. - Вып 2: Джаз. — С. 69-76.
10. Вертков К. А. Русские народные музыкальные инструменты. Л.: Музыка, 1975 г. 284 с.
11. Влияние музыки на гармоничное развитие ребенка [Электронный ресурс]: http://studopedia.org/8-173033.html
12. Восемь фактов о влиянии музыки на работу головного мозга. Blog.bufferapp
13. Выготский Л. С. Психология. М.: ЭКСМО-Пресс. 2000. 1008 с.
14. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов н/Д.: Феникс, 1998, 480с.
15. Гарбузов Н. Зонная природа темпа и ритма. — М. 1950. С.7-29.
16. Головко С. К истории развития советского исполнительства на ударных инструментах // В помощь военному дирижеру. Вып. 27. М., 1989. - С. 37-71.
17. Денисов
Чувство ритма - это одна из музыкальных способностей, без которой практически невозможна никакая музыкальная деятельность. Ритм – один из центральных, основополагающих элементов музыки. Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая.
Ритм – один из первоисточников, первоэлементов музыки, всегда жизненно важный для музыкального искусства. В многовековой истории европейской музыки параллельно с развитием гармонии, мелодики и всех других элементов шло также и развитие ритмической стороны, иногда приводившее к крутой ломке установившихся, традиционных средств, ритма, к изменению «ритмического мышления», эволюция ритмики побуждала теоретическую мысль описывать новые ритмические явления, устанавливать закономерность ритма, вырабатывать композиционные пр