Основные направления и проблемы развития японской системы образования в эпоху Мэйдзи
Введение
В настоящее время уровень образования в Японии один из самых высоких в мире. Реформа образования в период Мэйдзи стала началом модернизации японского образования. После свержения сёгуната Мэйдзи Япония начала проводить реформу образования, а затем издала множество указов, которые последовательно ссылались на систему образования Франции, США и Пруссии. Проведя ряд реформ в политике, экономике, культуре, военном деле и образовании, Япония эпохи Мэйдзи начала входить в число передовых стран. Менее чем за полвека Япония завершила модернизацию, на которую у многих западных стран ушло 200 лет. Причина столь быстрого развития экономики Японии, по словам бывшего министра Такэси Араму, заключается в том, что «важную причину можно отнести к популяризации и развитию образования». Становление современной системы образования в Японии началось с реформы образования в период Мэйдзи, и опыт этой реформы заслуживает изучения.
В данный период особую актуальность приобрели реформы в сфере образования, которые стали фундаментом для политических и экономических преобразований. Япония уникальна тем, что заимствованные достижения, она умело наполняет своим, национальным содержанием, и это позволяет ей достичь феноменальных результатов. Интересно проследить как действуют данные схемы на примере образовательной системы. Особую актуальность тема данного исследования приобрела в наше время, когда появились тенденции к тесному сотрудничеству между государствами не только в политической и экономической сферах, но и в системе образования. Активные интеграционные процессы в мире
Содержание
Введение 3
Глава 1. Социально-исторические контекст развития японской системы образования в эпоху Мэйдзи 6
1.1. Основные исторические этапы развития образования в Японии 6
1.2. Сущностные особенности реформ эпохи Мэйдзи 18
1.3. Идеологическая и политическая основа реформ Мэйдзи 24
Выводы по первой главе 28
Глава 2. Особенности модернизации японской системы образования в эпоху Мэйдзи 30
2.1. Основные направления реформирования дошкольного и школьного образования 30
2.2. Тенденции развития высшего образования в эпоху Мэйдзи 43
2.3. Основные результаты реформ системы образования в Японии в период правления Мэйдзи 50
Выводы по второй главе 55
Заключение 56
Список использованной литературы 59
Список использованной литературы
1. Астанинская декларация глав государств-членов ШОС (г. Астана, 9 июня 2017 г.). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://rus.sectsco.org/ documents (дата обращения: 30.04.2020).
2. Бондаренко А.А. Японская школа глазами русского // Начальная школа. – 2005. – № 5. С. 120–126.
3. Верисоцкая Е.В. Общество и реформы образования в Японии на начальном этапе модернизации (1870-1880-е годы) // Известия Восточного института. – 1998. – №8. С. 115 – 128.
4. Выступление председателя КНР Си Цзиньпина в ходе дебатов на 70-й Генассамблее ООН. [Электронный ресурс]. Режим доступа: russian.china.org.cn (дата обращения: 08.04.2020).
5. Выступление председателя КНР Ху Цзиньтао на саммите ООН. 16.09.2005 [Электронный ресурс] // Синхуа. – Режим доступа: http://news.xinhuanet.com /world/2005-09/16/content_3496858.htm. (дата обращения: 20.04.2020).
6. Гришелева Л.Д. Формирование японской национальной культуры (конец XVI-начало XX века). – М. Наука, 1986. С. 45–50.
7. Гусарова А.В. Особенности японской системы образования в эпоху Мэйдзи: определяющий фактор социально-культурной и экономической интеграции Японии // Актуальные вопросы современной педагогики: мат-лы V Междунар. науч. конф. – Уфа, 2014 г. Ч. 2. Уфа, 2014. С. 206–209.
8. Гущин И.И. Государственная политика интернационализации образования Японии // СПО. – 2022. – № 11. С. 60–62.
9. Джуринский А.Н. Чему и как учат школьников в Японии // Народное образование. – 2001. – № 5. С. 251–257.
10. Доклад Ху Цзиньтао на 17-м съезде КПК. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://russian.people.com. cn/31521/6290184.html (дата обращения: 19.04.2020).
11. Доклад посла КНР Сяо Цинхуа о XIX съезде КПК вступить в новую эпоху, открыть путь к новому будущему [Электронный ресурс]. Режим доступа: kabar.kg/news/posol-knrsiao-tcinkhua-o-xix-s-ezde-kpk-vstupit-vnovuiu-epokhu (дата обращения: 04.04.2020).
12. Зверева Н.Н., Муравьева О.И. Опыт модернизации японской системы образования: история и современность // Вестник Томского государственного университета. – 2008. – № 310 [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opyt-modernizatsii-yaponskoysistemy-obrazovaniya-istoriya-i-sovremennost (дата обращения: 04.02.2023).
13. Императорский
Таким образом, речь шла о создании новой идентичности, т.е. обновлению подлежала не только сама власть, но и управляемые ею люди, ибо человек старой идентичности и старого образца был плохо приспособлен для решения задач, стоящих перед новым типом государства.
Император Мэйдзи сыграл важную роль в создании нового человека. С одной стороны, он позиционировался как живой бог и объект поклонения, а с другой стороны, он функционировал как образец для подражания. Бывший император вел весьма замкнутый и оседлый образ жизни, совершенно лишенный военных функций. Реформаторы сделали образ Мэйдзи более публичным, придав ему мужественности и динамичности. Он путешествовал по стране и посещал важные национальные мероприятия. Одет был по-европейски (преимущественно в военную форму), отрастил усы и бороду, занимался конным спортом и питался европейской едой. Увидев это,