Развитие внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Успешность организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольной организации зависит от состояния сформированности психических явлений, стартовая роль среди которых принадлежит произвольной форме внимания, благодаря которой представляется возможным сосредоточение сознания на определенном объекте, без чего теряют смысл все следующие составляющие любой деятельности ребенка.
Сейчас ученые пришли к выводу, что внимание не является отдельным психическим процессом, а является психической функцией, без которой не могут осуществляться все другие психические явления и феномены. То есть с вниманием связаны познавательные процессы, оно является частью всех высших психических функций. Для памяти внимание выступает как фактор удержания информации, для мышления – как фактор правильного понимания и решения задач. В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу. Поэтому невозможно развив
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………… 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА……………………………………………… 9
1.1 Сущностная характеристика понятия «внимания» в психолого-педагогической литературе……………………………………………… 9
1.2 Особенности развития внимания у детей дошкольного возраста… 15
1.3 Теоретический анализ психолого-педагогических условий развития внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации…………………………………………… 20
Выводы по первой главе…………………………………………………. 28
2.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ…………………………………… 31
2.1 Цели, задачи, методы исследования………………………………… 31
2.2 Содержание и психолого-педагогические условия развития внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольной образовательной организации……………………………………………………………….. 48
2.3 Анализ результатов экспериментального исследования по развитию внимания дошкольников…………………………………………………. 52
Выводы по второй главе………………………………………………….. 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….. 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………. 64
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...… 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273 – ФЗ (ред. от 30.12.2021)
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Просвещение, 2016. – 32 с.
Аниськова И.Д. Роль игры в развитии внимания детей дошкольного возраста // В сборнике: Современная коррекционная педагогика и специальная психология в условиях общего, специального и инклюзивного образования: проблемы и решения. – 2021. – С. 17-22.
Арскиева З.А., Ажиев М.В. Проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста // В сборнике: Современные методы и технологии обучения: детский сад - школа. – Ростов-на-Дону, 2014. – С. 24-29.
Башаева С.А. Использование игровых технологий в развитии произвольного внимания детей дошкольного возраста // В сборнике: Педагогика и психология в современном мире. Материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. – 2020. – С. 193-199.
Богатырева Л.А. Формирование произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста как показателя готовности к обучению в школе // Скиф. Вопросы студенческой науки. – 2020. – № 8 (48). – С. 276-280.
Богуславская, В.Ф. Диагностика мышления и речи детей дошкольного возраста / В.Ф. Богуславская, Г.П. Звездина, О.Д. Кремененко. – М.: Академия, 2017. – 334 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – СПб.: Питер, 2016. – 400 с.
Васерман С.В., Белисова А.А., Кронштатова К.А., Николаева Н.И., Мишенева Л.Н. Особенности устойчивости, объема, распределения произвольного внимания у старших дошкольников // В сборнике: Современные научные исследования: теория и практика. – 2018. – С. 442-447.
Венгер, Л.А. Развитие: Программа нового поколения для дошкольных образовательных учреждений / Л.А.Венгер, О.М. Дьяченко, Н.С. Варенцова. – М.: ГНОМ, 2015. – 222 с.
Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве: По
- побуждение детей к неоднозначному и нестандартному принятию решений в выполнении определенной деятельности: нестандартное измерение разными мерками, используя предметы-заменители, использование во время игровой деятельности учебно-познавательных элементов, поисково-исследовательскую деятельность, экспериментирование, моделирование, конструирование и т.д.
Воспитателям учреждений дошкольного образования для эффективной организации развития внимания старших дошкольников необходимо применять разнообразные методы и приемы: насыщение воспитателями образовательного процесса в ДОО созданием новизны, проблемности, что будет способствовать самостоятельной поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников, ведь, стремясь достичь успеха в решении непредвиденных ситуаций, дошкольники будут пытаться применять непредсказуемые пути достижения цели;