Использование проблемного обучения в процессе формирования математических понятий в начальном образовании

Скачать дипломную работу на тему "Использование проблемного обучения в процессе формирования математических понятий в начальном образовании" в которой описаны теоретические положения определяющих логику исследования проблемы использование проблемного обучения в процессе формирования математических понятий у младших школьников на уроках математике. Выявлены критериальные и уровневые характеристики сформированности математических понятий у младших школьников.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
09.05.2024
Объем файла
283 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2400 руб.
3000 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Математика как учебный предмет вносит заметный вклад в реализацию важнейших целей и задач начального общего образования младших школьников. Овладение обучающимися начальной школы основами математического языка для описания разнообразных предметов и явлений окружающего мира, усвоение общего приёма решения задач как универсального действия, умения выстраивать логические цепочки рассуждений, алгоритмы выполняемых действий, использование измерительных и математических понятий и навыков создают необходимую базу для успешной организации процесса обучения учащихся в начальной школе.
Технология проблемного обучения позволяет заменить основной метод обучения, что выражается в переходе от объяснительно - иллюстративного метода к методу «самостоятельного открытия знаний». Именно технология проблемно-диалогического обучения является одним из важных и эффективных средств формирования УУД. Использование на уроках проблемного обучения повышает продуктивность

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..…3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ПОНЯТИЙ УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ..7

1.1 Математические  понятия, их содержание и объем, классификация понятий…..................7

1.2 Характеристика проблемного обучения в начальной школе………......11

1.3 Анализ учебников математики М.И. Моро  по использованию проблемного обучения в процессе формирования математических понятий………………………………...................................................................20

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ ПРБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ.......... 30

2.1. Выявление уровней сформированности математических понятий  у детей учащихся младшего школьного возраста…………………................................30

2.2. Описание  работы учителя по использованию проблемного обучения в процессе формирования математических понятий…………............................36

2.3. Анализ результатов исследования…………………....................................46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………..…..53

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………............................55

ПРИЛОЖЕНИЯ ………....................................................................................…60

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. - М.: Просвещение, 2011. – 152 с.
Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / А. Г. Асмолов – М.: Просвещение, 2014. – 152 с.
Бабанский Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе. / Ю.К. Бабанский – М.: Просвещение, 2007 – 423 с.
Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: Курс лекций / А.В. Белошистая. - М.: ВЛАДОС, 2011. - 456 c.
Белошистая А.В. Прием формирование устных математических понятий в пределах 100 // Начальная школа. 2001. №7. С. 44-49.
Буряк В.К. Самостоятельная работа учащихся. / В.К. Буряк. - М.: Просвещение, 2009 – 267 с.
Гаврилычева Г.А. Воспитание самостоятельности. / Г.А. Гаврилычева – М.: ВЛАДОС, 2015 – 341 с.
Голант Е.Я. О развитии самостоятельности и творческой активности учащихся в процессе обучения. / Е.Я. Голант – Казань, 2008 – 198 с.
Гончарова М. А. Образовательные технологии в школьном обучении математике: учебное пособие / М.А. Гончарова, Н.В. Решетникова. - Ростов н/Д.: Феникс, 2014. - 264 с.
Давыдов В.А. Что такое учебная деятельность. / В.А. Давыдов – М.: Просвещение, 2014 – 204 с.
Дорофеев Г.В. Математика. 1 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Н. Бука; 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014. – 128с.
Дорофеев Г.В. Математика. 1 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Н. Бука; 5-е изд. - М.: Просвещение, 2014. - 95с.
Дорофеев Г.В. Математика. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Н. Бука; 7-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 122с.
Дорофеев Г.В. Математика. 2 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Н. Бука; 7-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 107с.
Дорофеев Г.В. Математика. 3 класс. В 2 ч. Ч. 1 / Г.В. Дорофеев, Т.Н. Миракова, Т.Н. Бука; 5-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 123с.
Дорофеев Г.В. Математика. 3 класс. В 2 ч. Ч. 2 / Г

В процессе решения цепи проблемных ситуаций  в ходе  проблемно-исследовательской деятельности учащиеся  овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение,  интерес к познанию.
Проблемное обучение является одним из наиболее эффективных средств активизации мышления ученика. Суть активности, достигаемой при проблемном обучении, заключается в том, что ученик должен анализировать фактический материал и оперировать им так, чтобы самому получить из него новую информацию. 
Другими словами это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенных знаний или новое применение прежних знаний. Нового применения прежних знаний не может дать ни учитель, ни книга, оно ищется и находится учеником, поставленным в соответствующую ситуацию. Это и есть поисковый метод учения как антипод методу восприятия готовых выводов учителя (хотя последний метод тоже вызывает определённую активность ученика) [Давыдов 2009].
Целью активизации учащихся посредством проблемного обучения заключается в том, чтобы поднять уровень мыслительной деятельности ученика и обучать его не отдельным операциям в случайности, стихийно складывающемся порядке