Изучение учебной мотивации в подростковом возрасте
Введение
В современном мире, образование выходит на первый уровень, по новым стандартам ФГОС школа дает не только обучение, но и стараются воспитать личность, как будущего активного деятеля, обеспечивающего общественный прогресс. При всем этом, как мы знаем, воспитание личности заключается, прежде всего, в развитии системы его потребностей и мотивов.
Актуальность. Проблема изучения мотивации является наиболее актуальной, поскольку в большей мере именно мотивация школьников определяет успешность образования. Отсутствие мотивации неизбежно ведет к снижению успеваемости, отказу от самообразования и общей деградации личности. Учитывая рост числа детей, имеющих «мотивационный вакуум», изучение особенностей учебной мотивации становится одной из центральных областей психолого-педагогических исследований.
На данный момент ведущими мотивами обучения являются внешние мотивы, но для повышения эффективности образования, предупреждения потери интереса к учебе необходимо формировать у школьнико
Содержание
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы исследования учебной мотивации в подростковом возрасте 5
1.1 Мотивация как психологический феномен 5
1.2 Особенности учебной мотивации в подростковом возрасте 11
Выводы по главе 1 18
Глава 2 Исследование учебной мотивации в подростковом возрасте 19
2.1 Организация исследования и описание методик 19
2.2 Анализ результатов исследования и их обсуждения 19
2.3 План формирующих мероприятий по повышению учебной мотивации в подростковом возрасте 22
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список использованных источников 29
Приложение 1 31
Приложение 2 37
Приложение 3 38
Приложение 4 41
Список использованных источников
1.Авдулова Т.П. Психология подросткового возраста - М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 240 с.
2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности / В.Г. Асеев. - М.: Мысль, 2015. - 160 c.
3. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков - М.: Просвещение, 2018. - 359 с.
4. Большая книга подросткового психолога / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. - изд. 3-е. - Ростов на Дону: Феникс, 2010.
5. Вартанова И.И. Проблема мотивации учебной деятельности /, Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова - М.: Акрополь, 2011. - 155 с.
6. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. М.В. Гамезо, М.В.Матюхиной, Т.С. Михальчик. - М., 2014.
7. Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М.: ИПП, 2011. - 214с.
8. Дьяченко В.К. Организационная структура учебного процесса в развитии. - М.: Педагогика, 2014. - 422с.
9. Ильин Е. П. Мотивация и мотивы; Питер - Москва, 2014. - 512 c.
10. Краткий психологический словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского М.Г. Ярошевского. - М.: Полииздат, 2010. - 494 с.
11. Кулагина И. Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. 5-е изд. - М.: Изд-воУРАО, 2019. —176с.
12. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы, эмоции: конспект лекций. М.: МГУ, 2011. - 340с.
13. Маклаков А. Г. Общая психология; Санкт-Петербург [и др.] : Питер, 2017. - 582 с.
14. Маркова А.К., Матис Т.А. Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 2015. - 243с.
15. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. М: Просвещение, 2011. - 158с.
16. Маслоу А. Мотивация и личность; СПб: Евразия - Москва, 2014. - 478 c.
17. Педагогическая диагностика в школе. / Под ред. А.И. Кочеткова. - Минск: Амалфея, 2013. - 420с.
18. Подласый И. П. Педагогика: 2-е изд., доп. - М. : Издательство Юрайт, 2011. - 574 с.
19. Реан А. А. Психология и педагогика / А. А. Реан, Н. В. Бордовская, С. И. Розум. - СПб.: Питер, 2012. - 360 с.
20. Ра
В задачи любого учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.
Подростковый возраст можно отнести к одному их самых важных в формировании мотивации учебной деятельности.
Как показывает анализ имеющихся данных, в подростковый период происходит снижение мотивации учения, посещение школы становиться обузой.
Соответственно меняется и подход к получению знаний, который можно условно назвать "борьба за оценку", даже если реальные знания ей не соответствуют. Для подростков, как считает Л.И. Божович, отметка является средством, позв