Методы и приемы развития речи на уроках русского языка
Введение
Речь – чудесный дар природы – не дается человеку от рождения.
Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить.
А взрослые должны приложить немало усилий,
чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.
В.А. Сухомлинский
Актуальность выбранной темы заключается в том, что речь – это процесс общения, возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общественного объединения людей. Речь является одним из показателей развития ребенка. Она реализует несколько потребностей ребенка: коммуникативная, информативную, познавательную (развивающую), что уже говорит о ее большой значимости.
Развитие речи для ребенка играет основополагающую роль. Развитие речи лежит в основе общения в семье. Развитие речи это основное средство достижения желаний для личности. Без развития речи невозможна полноценная коммуникация человека в обществе. Развитие речи лежит в центре обучения ребенка.
С.Л. Рубинштейн говорил о том, что «речь – это деятельность общения – выражения, воздействия, сообщения – посредством языка, речь – это язык в действии»[11]. Речь, и единая с языком, и отличная от него, является единством определенной деятельности – общения – и определенного содержания, которое обозначает и, обозначая, отражает бытие. Точнее, речь - это форма существова
Оглавление
Введение 3
ГЛАВА 1 . АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ НА ТЕМУ РАЗВИТИЕ РЕЧИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «речь» и ее значение в младшем школьном возрасте 6
1.2. Основные методические условия развития речи младших школьников 9
1.2.1 Развитие разговорной речи. Ситуативные упражнения 9
1.2.2. Методика работы над словарём учащихся 11
1.2.3 Работа над словосочетанием и предложением 13
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНЫХ МАТЕРИАЛОВ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ НАЧАЛЬНО ШКОЛЫ 15
2.1. Общая характеристика современных учебно-методических комплектов (УМК) по русскому языку для начальной школы 15
2.2. Анализ программы и учебника русского языка «Школа России» 1- 4 класс 19
2.3. Практические занятия по развитию речи учащихся в начальной школе 23
Заключение 36
Список используемых источников 39
Список используемых источников
Абакумов С. И. Творческое чтение: Опыт методики чтения художественных произведений в школах начального типа. [Текст] - Л.: Брокгауз-Ефрон, 2019 г. – с. 189
Аббакумов С.И. Творческое чтение – М.,2019 – с. 248
Абдуллина А. А. Детское иллюстрирование как один из приемов работы над произведением [Текст] // Начальная школа, 2020, № 4.
Абдуллина А. А. Приемы анализа художественных произведений. [Текст] // Начальная школа, 2015, № 2.
Бунеева Е.В. Еще раз о работе с текстом на уроке чтения // Начальная школа, 2019 г., № 10
Бушуева Л. С. Развитие творческого воображения в процессе обучения младших школьников [Текст] //Начальная школа + до и после, 2013, № 8.
Вакуленко Е.А. Организация учебного диалога на уроках литературного чтения// Начальная школа, 2012,№5
Вопросы методики чтения [Текст] /Под ред. В. Г. Горецкого. - М., 2014.
Вороничев О.Е. Секрет очарования (о творческом методе лингвистического анализа текста)// Начальная школа+ до и после, 2008, №3
Выгодский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: [Текст] Психологический очерк. - М., 2017. – с. 887
Википедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://ru.wikipedia.org/wiki/_– Дата доступа: 30.03.2023
Дубичинский В.В. Статус русского языка в Украине // Русский язык и литература. – 2002. – 2. – С. 258
Жинкин, Н.И. Язык-речь-творчество / Н.И. Жинкин. – М.: Просвещение, 2018 . – С. 240.
Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. – М.: Наука, 2019- с. 158
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 1 класс / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 143 с.
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 2 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 160 с.
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык». 2 класс. В 2 ч. Ч.2 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещение, 2015. 144 с.
Канакина, В.П., Горецкий, В.Г. «Русский язык» 3 класс. В 2 ч. Ч.1 / В.Г.Горецкий, В. П. Канакина. М. Просвещени
В этом комплекте бережно сохранены лучшее традиции русской школы, а также использовано все то, что накоплено и опубликовано в практике современной отечественной школы.
Основные черты предлагаемой в этом комплекте образовательной модели: личностноразвивающее, граждански-ориентированное, глобально-ориентированное, экоадекватное образование. Цели обучения русскому языку: духовно-нравственное воспитание и развитие ребенка средствами учебного предмета, формирование прочных умений и навыков письма, чтения, правильной речи.
Основные особенности построения программы: изучение языка в единстве всех его сторон (фонетики, графики, лексики, морфологии, синтаксиса), постепенное нарастание трудностей в предъявлении учебного материала, постоянный возврат к уже изученному, но на новой основе (принцип концентризма), проблемнопоисковый подход в организации обучения, развитие творческих способностей ребенка, ежедневная работа над обогащением его