Организационно-педагогические условия использования приемов изотерапии во внеурочной деятельности для профилактики дезадаптации младших школьников
Введение
Младший школьный возраст (с 6-7 до 9-10 лет) характеризуется важным внешним обстоятельством в жизни ребенка ‒ поступлением в школу. Данный рубеж вносит очень значимые изменения в его привычный мир: появляется новая социальной роль, предъявляются новые требования и обязанности, а также происходит глубинная перестройка психологической сферы ребенка. Именно в этом возрасте закладывается потенциал дальнейшего развития и от того, насколько успешно данный этап будет пройден, зависит будущее ребенка как в школе, так и за ее пределами.
Новая социальная ситуация является стрессогенной для ребенка: она вводит будущего школьника в строго нормированный мир отношений, и требует от него организованной произвольности, которая несет ответственность за дисциплину, за развитие исполнительских действий, связанных с обретением навыков учебной деятельности, а также за умственное развитие. В связи с этим, неудивительно, что у многих детей в данный период возникает ряд трудностей, одной из кот
Оглавление
Введение
Глава 1. Теоретические основы профилактики дезадаптации детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности на основе использования приемов изотерапии
1.1. Проблема дезадаптации младших школьников в научных исследованиях
1.2. Роль внеурочной деятельности в профилактике дезадаптации обучающихся в начальной школе
1.3. Изотерапия и возможности ее использования во внеурочной деятельности с целью профилактики дезадаптации младших школьников...........
Глава 2. Экспериментальная работа по профилактике дезадаптации детей младшего школьного возраста посредством использования приемов изотерапии во внеурочной деятельности
2.1. Выявление уровня адаптации детей младшего школьного возраста
2.2. Организация работы по профилактике дезадаптации детей младшего школьного возраста на основе использования приемов изотерапии во внеурочной деятельности
2.3. Оценка результатов экспериментальной работы
Заключение
Библиографический список
Приложение
Библиографический список
1. Александровская Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М. Александровская.- М., 2008.- 153с.
2. Александровская, Э. М. Личностные особенности младших школьников, испытывающих трудности в обучении / Э. М. Александровская. — М.: Прессиздат, 2015. — 189 с.
3. Амбалова С.А. Психологические проблемы учеников младших классов средней общеобразовательной школы / С.А. Амбалова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2018. - Т. 7. № 4 (25). - С. 280-283. - https://elibrary.ru/item.asp?id=36745407
4. Андреева А.А. Арт-терапияв работе с эмоциональной сферой младших школьников // Педагогическое мастерство. М.: Буки-Веди, 2015. С.87-89.
5. Балл, Г. А. Понятие адаптации и её значения для психологии личности [Текст] / Г. А. Балл // Вопросы психологии. – 1989 – № 1 – С. 10-12
6. Безруких, М. М. Трудности обучения в начальной школе: Причины, диагностика, комплексная помощь [Текст] / М. М. Безруких. – Москва : Эксмо, 2019 – 464 с.
7. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка / М.Р. Битянова.- Мн., 2007. - 145с.
8. Битянова М.Р. Адаптация ребенка к школе. М.: Просвещение, 2013. 255 с.
9. Бурно, М. Е. Терапия творческим самовыражением[Текст]/ М. Е. Бурно. — Изд-е 3-е., испр. и доп. — М.: Академический Проект, 2016. — 432 с.
10. Вальдес Одриосола, М. С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности : методическое пособие / М. С. Вальдес Одриосола. - Москва : ВЛАДОС, 2007.
11. Варламова А.Я. Школьная дезадаптация. Волгоград, 2005. 204 с.
12. Венгер
В соответствии с ФГОС третьего поколения внеурочная деятельность рассматривается как «обязательная часть образовательной деятельности, форма образовательного процесса, направленная на повышение качества образовательного результата, регламентируемая ФГОС, организуемая участниками образовательного процесса (педагогами) для социализации, реализации активности обучающихся в разных видах деятельности, создания условий для воспитания, развития социально значимых позитивных качеств детей в формах, отличных от классно-урочной системы обучения с возможностью добровольного выбора их детьми» [5, C. 11].
Однако, понятие внеурочной деятельности не является абсолютно новым в педагогической литературе. Еще В.А. Сухомлинский писал о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха