Психолого-педагогические условия снижения агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность социализации дошкольников определяется ФГОС дошкольного образования, в котором ставится задача реализации программы, призванной обеспечить полноценное развитие воспитанников во всех основных образовательных областях, в том числе и в сфере социально-коммуникативного развития. Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования [3].К целевым ориентирам дошкольного образования относятся социальные и психологические характеристики личности ребенка. На этапе завершения дошкольного образования ребенок должен быть уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относиться к себе и другим, обладать чувством достоинства: активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, участвовать в сов
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОЯВЛЕНИЙ АГРЕССИВНОСТИ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Обзор и анализ современных исследований по проявлению агрессивного поведения у детей дошкольников………………..……..6
1.2 Причины агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………..…………..15
1.3 Психолого-педагогические условия снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………...25
Выводы по первой главе……………………………………………..…..31
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО СНИЖЕНИЮ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1 Входная диагностика проявлений агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………….35
2.2 Организация специальных воздействий по снижению уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………….……………….49
2.3 Итоговая диагностика и анализ эффективности использованных психогимнастики для снижения уровня агрессивности у детей старшего дошкольного возраста…………………...…55
Вывод по второй главе……………………………………………….………... 59
Заключение………………………………………………………….…………...61
Список использованной литературы…………………………………………..64
Приложение……………………………………………………………………..68
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон «Образования в РФ» по 273 – Ф 3 от 29.12.2012г. в последней действующей в 2019г. редакции от 06 марта 2019г. с изменениями и дополнениями вступившими в силу.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г.№ 1155 «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» с изменениями и дополнениями от 21.01.2019г.
3. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы.» [Текст]/Под ред .Н.В. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. - М.: Мозайка Синтез, 2017. – 352с.
4. Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст] / Под. Ред. Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -
5. Агрессия у детей и подростков учебное пособие [Текст]: под ред. Н.М. Платоновой.-СПб.: Речь, 2006.-336 с.
6. Бенилова С.Ю. Коррекция эмоционально – поведенческих расстройств у детей с нарушениями развития [Текст]/ С.Ю. Бенилова //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.-2007.-№ 1.-с.68-72
7. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. [Текст]/ С.Ю.Бенилова -СПб.: Речь, 2004. – 144 с.
8. Ватова Д. Как снять агрессивность детей [Текст] Д.Ватова // Дошкольное воспитание.-2003 г.- №8. – с.55-58.
9. Валеев, Г.Х. Методология и методы психолого-педагогических исследования [Текст]: учеб. пособие для студентов 3-5 курсов педагогических вузов/ Г.Х Валеев .– М.: Академия, 2002. – 134 с.
10. Ворожейкин, И.Е. Конфликтология [Текст] /И.Е. Ворожейкин, А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. -М.: Инфра-М, 2000.-304 с.
11. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст]:учебн.пособие/ Л.С. Выготский. — М.: Изд-во Смысл, 2005.
12. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология [Текст]: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов/М.В.Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова.— М.: Академия,2003.
13. Гамезо М.В. и др. Старший дошкольник и младший школьник-психодиагностика и коррекция развития [Текст]: М.В.Гамезо - М.: Институт практической психологии Воронеж МОДЭК.- 1998.
14. Ганичева
Коррекционная работа по снижению агрессивности включают разные уровни сложности:
- упражнения на формирование эмоционального интеллекта, ассоциативного мышления, осознание и определение различных чувств и эмоций;
- упражнения на развитие логики, памяти, форм мышления;
- упражнения на снижение мышечного, эмоционального напряжения, агрессивности, создание положительного эмоционального фона. М.В. Гамезо считает, игра также играет важную роль в коррекции агрессии у дошкольников [13].
Эффект игры заключается в снятии психологических барьеров, установлении положительного контакта между сверстниками.
О.Е. Смирнова мыслит, что игротерапия бывает двух видов:
1) директивная (педагог-психолог выполняет функцию передачи правильного поведения, он активно участвует в игровом процессе, актуализирует в форме символов навыки и умения, проигрывает разного рода ситуации, и в конечном итоге закрепляет социальные нормы поведения);