Изучение уровня адаптации первоклассников и разработка педагогических условий их адаптации к школе
ВВЕДЕНИЕ
С момента поступления ребенка в школу в его сознании происходят серьезные психологические изменения. Этот процесс обусловлен необходимостью ребенка применить на себе новый образ, установить доверительные отношения с новыми друзьями и учителями, усвоить правила нового режима и учебного процесса. Таким образом, ребенок вовлекается в процесс обучения как самоорганизованный и самоконтролируемый субъект.
Процесс адаптации ребенка к школе относится к довольно сложным проблеме как для родителей и учителей, так и для самого ребенка, который испытывает колоссальное волнение перед школой. Поэтому основной задачей родителей и педагогов является помощи ребенка легко пройти данный период. На то насколько успешно будет пройдена адаптация ребенка, тем более успешен он будет в обучении.
Актуальным данное исследование можно считать, так как период перехода ребенка к школьному обучению, является для него сложным психологическим периодом. В наше время родители всё чаще сталкиваются с форсир
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКА К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ 5
1.1 Адаптация ребенка к школьной жизни как сфера социальной адаптации. 5
1.2 Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста. 10
1.3. Факторы, влияющие на адаптацию детей к школе 13
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ К ШКОЛЕ 17
2.1. Методы и организация исследования уровня адаптации первоклассников к школе 17
2.2. Разработка педагогических условий адаптации первоклассников к школе 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ахмедеева, Г. Ш. Правила поведения в школе: занятие с элементами игрового тренинга для первоклассников / Г. Ш. Ахмедеева // Психолог в школе. - 2018. - № 4. - С.11-13.
2. Бучкова, А. Пора в школу! Современная психологическая подготовка к школе / А. Бучкова // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 4. – С. 58–65. – ISSN 0012-561X.
3. Вьюнов, Н. И. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе: психолого-педагогические основы : учебное пособие / Н. И. Вьюнов, К. М. Гайдар, Л. В. Темнова. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 256 с. — ISBN 978-5-8291-2704-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132560
4. Гонина, О. О. Психология дошкольного возраста : учебник и практикум для среднего профессионального образования / О. О. Гонина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 425 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-08615-7. — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/454355
5. Ерофеева, Т. И. Подготовка детей к школе: столкновение интересов участников образовательных отношений / Т. И. Ерофеева, Ю. Ю. Березина, Н. М. Шафран // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2021. - № 5. - С. 4-16.
6. Ефимова, А. С. Актуальные вопросы формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах готовности ребёнка к школе /А. С. Ефимова // Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2018. - № 3. - С. 26-30.
7. Ефимова, Анастасия Сергеевна. Актуальные вопросы формирования психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах готовности ребенка к школе / А. С. Ефимова // Дошкольник. Методика и практика воспитания и обучения. – 2018. – № 3. – С. 26–30. – ISSN 2223-7003.
8. Исаева, Ирина. Путь в страну знаний : Программа психологической подготовки к школе в детско-родительской группе / И. Исаева // Школьный психолог. – 2016. – № 5/6. – С. 32–35.
9. Калибулина, Ю. В. Рекомендации по подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) / Ю. В. Калибулина, Т. В. Соколова // Образование в современной школе. - 2018. - № 11-12. - С. 33-35.
10. Князева Т.Н. Изучение и коррекция психологической готовности ребенка с проблемным развитием к обучению в основной школе [Электронный ресурс]: монография/ Князева Т.Н.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Вузовское образование, 2019.— 161 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/79626.html
11. Князева Т.Н
Л.С. Выготский в своих работах подробно описывает переходы одного возраста к другому. В развитии ребенка он выделяет стабильные и кризисные стадии. При этом стабильные стадии протекают спокойно без резких сдвигов личности. Данная стадия характерна практически всего периода раннего детства.[18]
В бурных кризисных стадиях происходят значительные сдвиги и личностные особенности ребенка меняются. [18]. Продолжительность кризисов характеризуется недолгими периодами, порядка нескольких месяцев. Но бывают сложные случаи когда при неблагоприятном стечении обстоятельств могут длиться до года или даже двух лет. В этот период происходит резкое изменение в поведение и других чертах ребенка.
Период кризиса характерен для середины периода, он начинается размыто и так же заканчивается. Нельзя очно сказать ко