Методика диагностики профессиональных дефицитов молодых учителей
ВВЕДЕНИЕ
Количество заявлений, поданных абитуриентами в педагогические вузы, растет с каждым годом. Но, к сожалению, как считают эксперты данной отрасли, проблему нехватки учителей это не решает. Уже сегодня кадровый дефицит в сфере школьного образования составляет 250 тысяч человек. В регионах лишь порядка 20% выпускников профильных институтов остаются в профессии, остальных отпугивают маленькие зарплаты, непонимание коллектива и пристальное внимание родителей. Практика показывает, что, если человек отработал в школе три года, он там и остается. Основная доля уходов происходит через год после начала работы. Успешность становления профессионализма молодых педагогов определяется, прежде всего, поддержкой, оказываемой им непосредственно на рабочем месте [9, с. 56]. В решении проблемы адаптации существенная роль должна принадлежать системе наставничества, которая способна интенсифицировать процесс профессионального становления молодого учителя и формирования у него мотивации к самосове
Содержание
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования профессиональных дефицитов молодых учителей…………...…………… 8
1.1.Профессиональная педагогическая деятельность учителя современной школы…………………………………………………….…… 8
1.2.Изучение феномена и факторов профессиональных дефицитов в педагогической деятельности учителя……………………………………... 22
1.3. Диагностика профессиональных дефицитов молодых учителей….… 29
Вывод по Главе I…………………………………………………………...... 41
Глава 2. Экспертная оценка методики диагностики профессиональных дефицитов молодых учителей……………………………………………… 44
2.1. Описание методики диагностики профессиональных дефицитов молодых учителей…………………………………………………………… 44
2.2. Экспертная оценка методики диагностики профессиональных дефицитов молодых учителей……………………………………………… 63
2.3. Результаты экспертной оценки и научно-методические рекомендации по использованию методики диагностики профессиональных дефицитов молодых учителей………………………... 69
Вывод по Главе II………………………………………………………….… 74
Заключение…………………………………………………………………... 76
Список использованной литературы……………………………………..… 79
Приложение…………………………………………………………………... 97
Список использованной литературы:
1. Абрамова, А.Г. Анализ состояний психологического кризиса и их динамики / А. Г. Абрамова // Психологический журнал. - 2019.- № 6. - С. 107–115.
2. Авдеева, Е. Н. Результаты диагностики профессиональных дефицитов педагогов Сахалинской области / Е.Н. Авдеева, Н. А. Лацко, О. В. Пихота // Сахалинское образование — XXI век. - 2020. - № 1. - С. 18–26.
3. Агеева, И. А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы / И. А. Агеева – СПб.: Речь, 2017. – 208 с.
4. Амерова, К. Р. Адаптационное сопровождение молодых педагогов как направление кадровой работы / К. Р. Амерова, Е. Р. Грязнова // Форум молодых ученых. – 2020. – № 12(52). – С. 29–34.
5. Антипова, Н. В. Дефицит педагогического потенциала на разных ступенях профессионального пути учителя / Н. В. Антипова // Просвещение. Иностранные языки: электрон. журн. 2020. 4 июня. URL: http://iyazyki. prosv.ru/2020/06/deficiency-of-pedagogical-potential (дата обращения: 13.12.2022).
6. Бажук, О. В. Формирование функциональной грамотности школьников: учитель - текст - ученик: монография / О. В. Бажук, Л. П. Берестовская, Н. В. Вагенляйтнер; под редакцией Н. Д. Федяева, Н. И. Чуркиной. — Омск: ОмГПУ, 2021. — 214 с. — ISBN 978-5-8268-2318-7. — Текст: электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/225533 (дата обращения: 03.03.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
7. Барабанова, М. В. Изучение психологического содержания синдром «Эмоциональное выгорание» / М. В. Барабанова // Бюллетень МГУ. - Сэр. 14, психология. - 2020. - №1. - С. 54–58.
8. Белкина, В. Н. Молодой педагог: профессиональные ценности и дефициты / В. Н. Белкина // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека: Сборник статей международной научно-практической конференции, посвященной 75-летию М.И. Рожкова, Ярославль, 09–10 сентября 2021 года. – Ярославль: Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, 2021. – С. 32–35.
9. Белолуцкая, А. К. Профессиональные дефициты начинающих учителей московских школ / А. К. Белолуцкая, В. А. Мкртчян, Т. В. Щербакова // Вестник МГПУ. Серия: Педагогика и психология. – 2022. – № 1(59). – С. 55–77.
10. Берковский, В. А. Роль нравственного и правового просвещения в формировании гражданских качеств личности / В. А. Берковский, Е. А. Брагина // Kant. 2018. №1 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-nravstvennogo-i-pravovogo-prosvescheniya-v-formirovanii-grazhdanskih-kachestv-lichnosti (дата обращения: 18.05.2020).
11. Бершадская, Е. А. Повышение квалификации учителей школ на основе концепции профессиональных обучающихся сообществ / Е. А. Бершадская, М. Е. Бершадский. - Текст: непосредственный // Материалы VI Всероссийской научно-методической интернет-конференции «Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании» (7–8 декабря 2017 года). -Москва: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. -С.185-197.
12. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов. - М.: Высшая школа, 1989. - 247 с. - С. 125.
13. Бочарова, Ю. Ю. Практики закрепления молодых учителей: роль профессионального сообщества / Ю. Ю. Бочарова, Л. В. Коматкова // Бизнес. Образование. Право. – 2021. – № 3(56). – С. 382–390.
14. Бурмистров
Поле деятельности педагогической диагностики существенно расширяется, она становится все более полифункциональной, включает в себя следующие функции: аналитическая, оценочная, функция контроля, коррекционная, ориентационная, информационная, функции мотивации и стимулирования.
Аналитическая функция – это психолого-педагогический анализ образовательного процесса на всех уровнях его структурной организации как педагогической системы. В отличие от контролирующей функции, направленной только на выявление недостатков, аналитическая функция выявляет причинно-следственные связи в учебно-воспитательном процессе между условиями и результатами обучения.
Собственно диагностическая функция – это психолого-педагогическое изучение усвоенных знаний, воспитанности и развития субъекта, а также уровня профессиональной компетентности учителя.
Функция к