Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

Скачать дипломную работу на тему "Психологические особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения" в которой изучена и проанализирована психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. Рассмотрены методы исследования особенностей адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.05.2024
Объем файла
232 Кб
Количество страниц
47
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2160 руб.
2700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
"Ранний возраст – период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Современно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей раннего возраста, является важным условием их полноценного развития. Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как повышенная ранимость организма, низкая его сопротивляемость к заболеваниям. Каждое перенесённое заболевание, отрицательно сказывается на общем развитии детей. Поэтому в период адаптации важно создавать благоприятные условия для комфортного пребывания ребёнка в детском саду."[1]
Поступление ребёнка в ясли вызывает, как правило, серьёзную тревогу у взрослых. Ребёнок в семье привыкает к определённому режиму, к способу кормления, укладывания, у него формируются определённые взаимоотношения с родителями, привязанность к ним.
От того, как пройдёт привыкание ребёнка к новому распорядку дня, к незнакомым взрослым и сверстникам, зависит дальнейшее развитие малыша и благоп

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 6

1.1. ПОНЯТИЕ «АДАПТАЦИЯ» В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 6

1.2. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 8

1.3. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 11

1.4.ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА 17

ГЛАВА 2. ПОСТРОЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ  УЧРЕЖДЕНИЮ 22

2.1. МЕТОДИКА ВЫЯВЛЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 22

2.2.СОДЕРЖАНИЕ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ 34

2.3.РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТНО – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ  РАБОТЫ ПО АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА  К ДОШКОЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ 46

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 55

ПРИЛОЖЕНИЯ 56

Список используемой литературы
1. Айсина, Р. Социализация и адаптация детей раннего возраста / Р. Айсина, В. Дедкова, Е. Хачатурова Е // Ребенок в детском саду. – 2003. № 6 – с.46 –51
2. Алямовкая, В. Ясли – это серьезно / В. Алямовская. – М.: Линка-Пресс, 1999. 54 с.
3. Арнаутова, Е.П. Планируем работу ДОУ с семьей / Е.П. Арнаутова Управление ДОУ. – 2002. - №3. – с.66 – 77.
4. Аралова М. А. Игры с детьми раннего возраста. Методические рекомендации М: ТЦ Сфера 2008. – c.33 – 36.
5. Баркан, А. И. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка / А.И. Баркан. - М.: АСТ-ПРЕСС, 2007. – 417 с.
6. Белкина, В.Н. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ / В.Н. Белкина, Л.В. Белкина. – Воронеж: Учитель, 2006.  224 с.
7. Божович, Л.Н. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.Н. Божович. – М.: Проспект, 2002.  – 414 с.
8. Буре, Р.Н. Социальное развитие ребенка / Под ред. О.Л. Зверевой. – М.: Просвещение, 1994. – 276с.
9. Волошина Л. Д. Современная воспитательная система детского сада Волошина Л.Д., Кокунько Л.И. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 3. – с.66 – 77.
10. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – СПб.: СОЮЗ, 2007. 224 с.
11. Данилина, Т.А. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей. / Т.А. Данилина, Н.М. Степина. – М.: Айрис-Пресс, 2004. 25с.
12. Диагностика в детском саду. Под редакцией Ничипорюк Е.А. Посевиной Г.Д. – Ростов – на – Дону, Феникс. – С.16-18.
13. Доронова, Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями / Т.А. Доронова. // Дошкольное воспитание. – 2004. - № 1. – С.11-13.
14. Жердева, Е.В. Дети раннего возраста в детском саду (возрастные особенности, адаптация, сценарии дня) / Е.В. Жердева. – Ростов н/Д: Феникс, 2007.  – 192 с.
15. Заводчикова, О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи : пособие для воспитателей / О. Г. Заводчикова. - М.: Просвещение, 2007. 79 с.
16.

Второй аспект наиболее распространенных психологических проблем - это стрессовая обстановка окружающая ребенка. Это может быть вызвано неблагополучным статусом  семьи либо неправильным воспитанием ребенка. Стрессовые ситуации возникают, когда детей разлучают с семьей при поступлении в детское образовательное учреждение. 
«…Неблагоприятному течению адаптации детей часто предшествуют имеющиеся с раннего возраста нарушения психического здоровья. Поэтому очень важно как можно раньше выявлять эмоциональные нарушения и проводить их коррекцию». [13, c. 39]
К трем годам дети впервые начинают ощущать себя личностью и хотят демонстрировать окружающим людям. Для взрослых же проще и привычнее сохранять прежний статус, по крайней мере, вначале. Поэтому малышам приходится отстаивать свою индивидуальность, и психика ребенка в этот период очень напряжена. Со временем, становится менее чувствительна, чем раньше, и острее реагирует на различные ситуации в своем окружении.
 «По законам нашей страны мать может выходить на работу, когда ребенку исполнится три года. Для кого-то этот выход, возвращение к прежней жизни является желанным и долгожданным, для кого-то - необходимостью. Но прежде, чем принимать решение о выходе на работу необходимо посмотреть внимательно на малыша: если кризис трех лет в полном разгаре, то лучше переждать этот период, тем более что длится он не так долго». [28, c. 91]
С другой стороны, неблагоприятное течение адаптации к детскому саду ведет к замедлению интеллектуального развития, негативным изменениям характера, нарушениям межличностных контактов с детьми и взрослыми, то есть к дальнейшему ухудшению показателей психического здоровья, а это затрудняет дальнейшую адаптацию ребенка к новым факторам среды. Возникает замкнутый круг. [29, c. 132]
В детском саду меня