Развитие связной монологической речи детей старшей группы на материале народных сказок
Введение
Развитие связной монологической речи - одна из центральных задач речевого развития дошкольников, которая отображена во многих нормативных документах, среди которых: Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, современные программы дошкольного образования.
От уровня развития монологической речи во многом зависит успешность обучения детей в школе. Умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои рассуждения, отстаивать свою точку зрения, убедительно доказывать - все эти учебные действия требуют достаточного уровня развития монологической речи.
Монологическая речь является одним из базовых компонентов в составлении связных высказываний и текстов, и именно она оказывается наиболее несформированной в дошкольном возрасте. В связи с актуальностью развития данного вида речи у дошкольников, перед педагог
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические основы проблемы использования народных сказок в развитии связной монологической речи старших дошкольников
1.1 Вопросы развития связной монологической речи дошкольников в педагогической литературе
1.2 Возможности народной сказки в развитии связной монологической речи у детей дошкольного возраста
1.3 Преемственность в развитии речи старших дошкольников и первоклассников
Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по развитию монологической речи у старших дошкольников с использованием народных сказок
2.1 Характеристика уровней развития монологической речи детей старшей группы
2.2 Содержание и методика развития монологической речи старшей группы с использованием народной сказки
2.3 Обобщение результатов опытно-экспериментальной работы
Заключение
Список использованных источников и литературы
Приложение
Список использованных источников и литературы
1. Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено) / под ред. Н. Ф. Виноградовой. М.: Гном, 2004. - 32 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 96 с.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Электронный ресурс] //http:// base.garant.ru/197127//.
4. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2019 г. - Москва, 2019. - 144 с.
5. Алексеева, М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольника /М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – М.: Академия, 1997. - 240 с.
6. Белошистая, А.В. Современное понимание реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования // Начальная школа: плюс-минус. - 2002. - № 2. - С. 2-3.
7. Бизикова, О.А. Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста: учебное пособие для студ. высш. учебных заведений /О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 235 с.
8. Виноградова, Н.Ф. Современные подходы к реализации преемственности между дошкольным и начальным звеньями системы образования /Н.Ф. Виноградова //Начальная школа. - 2000г. -№1. – С. 15.
9. Ворошнина, Л.В. Обучение творческому рассказыванию детей дошкольного возраста. - Пермь: ПГПИ, 1990 //Дошкольное воспитание. - 1991. - №2. – С.18-23.
10. Выготский, Л.С. Мышление и речь: собрание трудов. /Л.С. Выготский. М.: Эксмо, 2011. - 640 с.
11. Гербова, В.В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Конспекты занятий. ФГОС /В.В.Гербова. -М.:Мозаика-Синтез, 2022. – 136 с.
12. Гризик, Т.И. Особенности обучения детей 4-6 лет описанию и повествованию: Автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1990. - 23 с.
13. Короткова, Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада /Э.П. Короткова. − 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1982. - 128 с.
14. Леонтьев, А.А. Язык, речь, речевая деятельность [Текст] /А.А.Леонтьев. – М.: Красанд, 2010. – 216 с.
15. Ле¬у¬ши¬на, А. М. Раз¬ви¬тие связ¬ной ре¬чи у до¬школь¬ни¬ка: Раз¬ви¬тие связ¬но¬сти дет¬ской ре¬чи (от ре¬чи си¬ту¬а¬тив¬ной к кон¬текст¬ной) / А. М. Ле¬у¬ши¬на // Хре¬сто¬ма¬тия по тео¬рии и ме¬то¬ди¬ке раз¬ви¬тия ре¬чи де¬тей до¬школь¬но¬го воз-рас¬та: учеб. по¬со¬бие для сту¬ден¬тов до¬шк. отд-ний и фак. высш. и сред. пед. учеб. за¬ве¬де¬ний / сост.: М. М. Алек¬се¬е¬ва, В. И. Яши¬на. – М., 1999, 2000. – С. 358–369.
16. Львов, М.Р. Сл
Далее в соответствии с программой по развитию монологической речи решались следующие задачи: в младшей и средней группе детей учить описывать игрушки и предметы, пересказывать, в старшей группе - «самостоятельно составлять описательный или сюжетный рассказ по картине (серии картин), по игрушкам составлять сюжетные рассказы и сказки» [32].
Научные исследования, проведенные под руководством О.С. Ушаковой [21], показали: детям доступно освоение описания и повествования.
Доступность структуры повествовательных текстов для старших дошкольников была отмечена в исследовании Н.Г. Смольниковой [27]. Использование в обучении анализа текста-образца и схематической модели повествования позволяло детям понять структуру данного типа монолога и придерживаться ее при создании своих повествований.
В исследовании Н.Г. Смольниковой [27] также была предпринята успешная попытка обучения детей дошкольного возраста способам образования связей между структурными частями текста и между предложениями.
В диссертации Т.И. Гризик [12] также указывается, что дети старшего дошкольного возраста способны дифференцированно овладевать описательной и повествовательной речью. Причем в этом исследовании подчеркивается, что именно дифференциация содержания обучения обеспечивает успех в овладении детьми монологической речью.
Спустя десять лет, в 1994 г. ХХ века в авторскую «Программу развития речи детей дошкольного возр