Формирование экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста в рамках организованной образовательной деятельности
Введение
Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе.
В. А. Сухомлинский
Детство, проведенное в стенах дошкольного учреждения это первый этап в формировании личности маленького человека. В этот период формируются основы личной культуры. В основе таких отношений лежат знания об экологии.
Природа это неотъемлемая часть воспитания и развития детей дошкольного возраста. Каждый прожитый день для ребенка это новые знания, новые открытия и новые возможности для дальнейшего роста! В мире природы столько многообразия, красоты и совершенства. Задача взрослого человека познакомить ребенка с ее явлениями. Прежде всего необходимо объяснить ребенку что природа и человек взаимосвязаны и взаимодействованы между собой. Дошкольники общаются с природой в разное время года и для них это новые интересные знания. Знакомство с первым пушистым снегом, первый весенний дождь, пение птиц, цветущие летние поля, покрытая золотом осень… И все это с помощ
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.1. Психолого-педагогические особенности формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Особенности формирования экологических принципов у детей старшего дошкольного возраста 12
1.3 Роль игры в формировании экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 17
Вывод по первой главе 25
Глава 2. Эмпирическое исследование развития психолого-педагогических условийпо формированиюэкологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 26
2.1 Организация эксперимента и обоснование выбора методик исследования у детей старшего дошкольного вошраств 26
2.2 Разработка и реализация программы по формированию экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста 32
2.3.Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 57
Вывод по второй главе 62
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложения 71
Список использованной литературы
1. Дошкольное образование: традиции и инновации: учебно-методическое пособие / авторы-составители Н. В. Михайлова, В. А. Зебзеева, М. Э. Шарычева, М. А. Гасилина. – Оренбург: Оренбургский государственный педагогический университет [изд.], 2020. – 118 с. – URL: https://e.lanbook.com/book/143522 (дата обращения: 19.03.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.
2. Практикум по теории и технологиям экологического образования детей: учебное пособие / автор-составитель Г. Р. Ганиева. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет [изд.], 2018. – 47 c. – DOI: https://doi.org/10.23682/97110. – URL: http://www.iprbookshop.ru/97110.html (дата обращения: 15.03.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.
3. Сугробова, Н. Ю. Теория и технологии экологического образования детей: учебно-методическое пособие / Н. Ю. Сугробова. – Соликамск: Соликамский государственный педагогический институт [изд.], 2018. – 72 c. URL: http://www.iprbookshop.ru/86554.html (дата обращения: 15.03.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.
4. Теория и методика экологического образования дошкольников: практикум для обучающихся СПО: учебное пособие / автор-составитель Г. Р. Ганиева. – Набережные Челны: Набережночелнинский государственный педагогический университет [изд.], 2018. – 46 c. – DOI: https://doi.org/10.23682/97104. – URL: http://www.iprbookshop.ru/97104.html (дата обращения: 15.03.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей. – Текст: электронный.
5. Антонов, В. П. Пути и средства экологического образования и воспитания дошкольников / В. П. Антонов, Н. В. Кольчикова. – Текст: непосредственный // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. – 2019. – № 1 (27). – С. 103- 111. Имеется электрон. версия публикации. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38540962 (дата обращения: 17.03.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
6. Афонина, И. Экологическая комната в детском саду / И. Афонина, Н. Морозова. – Текст: непосредственный // Дошкольное образование: [журнал Издательского дома «Первое сентября»]. – 2017. – № 3/4. – С. 48-49.
7. Ахметкиреева, А. Н. Труд как форма экологического образования и воспитания дошкольников / А. Н. Ахметкиреева. – Текст: непосредственный // Инноватика в современном образовании: от идеи до практики: сборник материалов Международной научно-практической конференции / редактор М. П. Нечаев. – Чебоксары: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Экспертно-методический центр» [изд.], 2016. – С. 8-11. Имеется электрон. версия публикации. – URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=26646863 (дата обращения: 17.03.2021). – Режим доступа: для зарегистрированных пользователей.
8. Бондаренко, Е. Экскурсия в зоопарк для детей 6-8 лет / Е. Бондаренко. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 9. – С. 41-43.
9. Волошина, Л. Н. Алгоритм проектирования квест-технологии в условиях непрерывного экологического образования дошкольников и младших школьников / Л. Н. Волошина, Л. В. Шинкарева. – Текст: непосредственный // Начальная школа. – 2019. – № 12. – С. 50-54.
10. Волошина, Л. Экологическая тропа – пространство здоровья и обогащения двигательного опыта дошкольников / Л. Волошина, Л. Шинкарева, О. Галимская. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 10. – С. 55-59.
11. Вольвах, О. Экологические кубики «В мире животных» / О. Вольвах, Н. Смирнова. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 9. – С. 46- 50.
12. Гаврилина, Ю. Удивительный подводный мир: проект мини-музея в ДОО / Ю. Гаврилина, Н. Тараканова. – Текст: непосредственный // Дошкольное воспитание. – 2017. – № 10. – С. 23-25.
13. Герасимова
Трудовые действия детей дошкольного возраста целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами, путешествиями. Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к экологической деятельности отличается от игр предыдущих серий большей занимательностью, динамичностью и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности. Вызывает интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.
Дидактические игры данной серии также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. В связи с этим следует подбирать игровые задания.
Виды игровой, обучающ