Сравнительный анализ копинг стратегий и вовлеченности в буллинг у детей младшего подросткового возраста

Скачать дипломную работу на тему "Сравнительный анализ копинг стратегий и вовлеченности в буллинг у детей младшего подросткового возраста" в которой сформирован комплекс методик для изучения социального поведения и взаимодействия подростков. Составлены психолого-педагогические рекомендации. В том числе в форме плана-конспекта тематического психологического урока.
Author image
Denis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
04.05.2024
Объем файла
205 Кб
Количество страниц
45
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
2320 руб.
2900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования. Существование такого социального явления как буллинг или школьная травля известно уже давно, но лишь недавно этому стали уделять должное внимание в связи с тотальной распространенностью данного психо-социального явления. Явление было, а научных психологических исследований было недостаточно. В наше время эта проблема встречается как в школах, секциях дополнительного образования, так и в интернете. Кибербуллинг знаком практически каждому пользователю всемирной паутины. Но несмотря на общую известность этого феномена, данные о количестве детей и подростков, охваченных школьной травлей колеблются по разным источникам. Эту проблему нельзя решить линейно,  просто наказав агрессора или переведя в другой класс жертву, это проблема не конкретного случая, а общества в целом, системы социальных отношений. Никто не защищён от психологического и физического насилия в должной мере, причины для буллинга бывают самые разные. Проблема издевательств может быть на

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3

ГЛАВА 1. Теоретические аспекты психологии буллинга и копинг-стратегий………………………………………………………………………………..7

1.1. Понятие и виды  буллинга в психологии…………………………………...7

1.2. Психологические особенности и типы поведения подростков, участвующих в буллинге……………………………………………………………..12

1.2.1 Роли в группе в целом и в ситуации буллинга конкретно………………12

1.2.2. Психологические характеристики и самооценка жертвы и агрессора. Групповая динамика буллинга………………………………………………………15

1.3. Психологическая защита. Понятие копинг-стратегий и их виды………..19

ВЫВОДЫ по теоретическому исследованию……………………………..25

ГЛАВА 2.Эмпирическое  исследование взаимосвязи буллинга и предпочитаемых копинг-стратегий у младших подростков…………………………….28

2.1. Описание структуры и методик исследования…………………………...28

2.2 Описание результатов эмпирического исследования особенностей копинг-стратегий и буллинга у младших подростков……………………....30

2.3 Психолого-педагогические рекомендации в формате  конспекта урока толерантности для младших подростков………………………………………….34

ВЫВОДЫ по эмпирическому исследованию………………………………..42

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....44

Литература……………………………………………………………………….47

Литература

1. Александровский, Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация [Текст] /Ю. А. Александровский. М.: Наука, 1976.

2. Андреу, Э. (2001). Проблемы хулигана/жертвы и их связь с копинг-поведением в конфликтных взаимодействиях со сверстниками среди детей школьного возраста. Педагогическая психология, 21, 59–66.

3. Берд, Г.В., и Харрис, Р.Л. (1990). Сравнение ролевой нагрузки и стратегий преодоления в зависимости от пола и Структура семьи в раннем подростковом возрасте. Журнал раннего подросткового возраста, 10, 141–158.

4. Бернштейн, Дж. Ю., и Уотсон, М. В. (1997). Дети, ставшие объектами травли. Журнал межличностных отношений Насилие, 12, 483–498.

5. Бочавер А.А. Буллинг как объект исследования и культурный феномен / А.А. Бочавер, Хломов, // Журнал высшей школы экономики.. – 2013. – Т. 10, № 3. – С. 149- 159.

6. Бурлачук А. Ф. Психология жизненных ситуаций/А. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Кожанова — М.,1998. — 259с.

7. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе//Этнографической обозрение. 2010. №2. С.55-68.

8. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 336с. 

9. Волкова Ирина Владимировна Характеристики подросткового буллинга и его определение//Вестник Мининского университета. 2016. №2 (15).

10. Гловер, Д., Гоф, Г., Джонсон, М., и Картрайт, Н. (2017). Буллинг в 25 средних школах: Заболеваемость, воздействие и вмешательство. Образовательные исследования, 42, 141–156.

11. Грановская Р. М. Психологическая защита у детей/Р. М. Грановская, И. М. Никольская — СПб., 2010. — 352с.

12. Гусейнова, Е. А. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку / Е. А. Гусейнова, С. Н. Ениколопов. – Текст: электронный // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 6, № 2.–С. 246-256. – URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtml (дата обращения: 20.02.2023).

13. Диас А.С. Школа - пространство мира. Образование в культуре мира и ненасилия / А.С. Диас, А.Ш. Карпава // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2015. – № 2. – С. 25-37.

14. Дубинина, А. С. Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста/А. С. Дубинина. — Текст: непосредственный//Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 60-64.

15. Ениколопов, С. Н. Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) / С. Н. Ениколопов. – Текст : электронный // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». – М.: Московский государственный психологопедагогический университет, 2010. – URL: https://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/ 36278_full.shtml (дата обращения: 20.02.2023).

16. Журбин 

Это дает доказательства, подтверждающие нисходящую спираль для жертв издевательств, которая способствует фиксации детей  в статусе жертвы [27].
Таким образом, данные свидетельствуют о том, что роль самооценки в отношении травли и виктимизации представляет собой сложное явление, которое можно было бы исследовать, принимая во внимание многомерность самооценки.
В последнее время все больше внимания уделяется рассмотрению буллинга как группового процесса. Агрессор и жертва не единственные личности, кто оказывает влияние и на кого влияют эпизоды издевательств. В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. «Союзники» – дети, которые поддерживают агрессора, чаще всего просто бояться быть на его месте. Они не хотят выделяться из толпы. У некоторых из них личные мотивы, например, они дорожат отношениями с лид