Сравнительный анализ копинг стратегий и вовлеченности в буллинг у детей младшего подросткового возраста
Введение
Актуальность исследования. Существование такого социального явления как буллинг или школьная травля известно уже давно, но лишь недавно этому стали уделять должное внимание в связи с тотальной распространенностью данного психо-социального явления. Явление было, а научных психологических исследований было недостаточно. В наше время эта проблема встречается как в школах, секциях дополнительного образования, так и в интернете. Кибербуллинг знаком практически каждому пользователю всемирной паутины. Но несмотря на общую известность этого феномена, данные о количестве детей и подростков, охваченных школьной травлей колеблются по разным источникам. Эту проблему нельзя решить линейно, просто наказав агрессора или переведя в другой класс жертву, это проблема не конкретного случая, а общества в целом, системы социальных отношений. Никто не защищён от психологического и физического насилия в должной мере, причины для буллинга бывают самые разные. Проблема издевательств может быть на
Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты психологии буллинга и копинг-стратегий………………………………………………………………………………..7
1.1. Понятие и виды буллинга в психологии…………………………………...7
1.2. Психологические особенности и типы поведения подростков, участвующих в буллинге……………………………………………………………..12
1.2.1 Роли в группе в целом и в ситуации буллинга конкретно………………12
1.2.2. Психологические характеристики и самооценка жертвы и агрессора. Групповая динамика буллинга………………………………………………………15
1.3. Психологическая защита. Понятие копинг-стратегий и их виды………..19
ВЫВОДЫ по теоретическому исследованию……………………………..25
ГЛАВА 2.Эмпирическое исследование взаимосвязи буллинга и предпочитаемых копинг-стратегий у младших подростков…………………………….28
2.1. Описание структуры и методик исследования…………………………...28
2.2 Описание результатов эмпирического исследования особенностей копинг-стратегий и буллинга у младших подростков……………………....30
2.3 Психолого-педагогические рекомендации в формате конспекта урока толерантности для младших подростков………………………………………….34
ВЫВОДЫ по эмпирическому исследованию………………………………..42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….....44
Литература……………………………………………………………………….47
Литература
1. Александровский, Ю. А. Состояние психической дезадаптации и их компенсация [Текст] /Ю. А. Александровский. М.: Наука, 1976.
2. Андреу, Э. (2001). Проблемы хулигана/жертвы и их связь с копинг-поведением в конфликтных взаимодействиях со сверстниками среди детей школьного возраста. Педагогическая психология, 21, 59–66.
3. Берд, Г.В., и Харрис, Р.Л. (1990). Сравнение ролевой нагрузки и стратегий преодоления в зависимости от пола и Структура семьи в раннем подростковом возрасте. Журнал раннего подросткового возраста, 10, 141–158.
4. Бернштейн, Дж. Ю., и Уотсон, М. В. (1997). Дети, ставшие объектами травли. Журнал межличностных отношений Насилие, 12, 483–498.
5. Бочавер А.А. Буллинг как объект исследования и культурный феномен / А.А. Бочавер, Хломов, // Журнал высшей школы экономики.. – 2013. – Т. 10, № 3. – С. 149- 159.
6. Бурлачук А. Ф. Психология жизненных ситуаций/А. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Кожанова — М.,1998. — 259с.
7. Вишневская В.И., Бутовская М.Л. Феномен школьной травли: агрессоры и жертвы в российской школе//Этнографической обозрение. 2010. №2. С.55-68.
8. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса / Н. Е. Водопьянова. — Санкт-Петербург: Питер, 2019. — 336с.
9. Волкова Ирина Владимировна Характеристики подросткового буллинга и его определение//Вестник Мининского университета. 2016. №2 (15).
10. Гловер, Д., Гоф, Г., Джонсон, М., и Картрайт, Н. (2017). Буллинг в 25 средних школах: Заболеваемость, воздействие и вмешательство. Образовательные исследования, 42, 141–156.
11. Грановская Р. М. Психологическая защита у детей/Р. М. Грановская, И. М. Никольская — СПб., 2010. — 352с.
12. Гусейнова, Е. А. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку / Е. А. Гусейнова, С. Н. Ениколопов. – Текст: электронный // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 6, № 2.–С. 246-256. – URL: http://psyedu.ru/journal/2014/2/Guseinova_Enikolopov.phtml (дата обращения: 20.02.2023).
13. Диас А.С. Школа - пространство мира. Образование в культуре мира и ненасилия / А.С. Диас, А.Ш. Карпава // Вестник Удмуртского университета. Серия «Философия. Психология. Педагогика». – 2015. – № 2. – С. 25-37.
14. Дубинина, А. С. Особенности копинг-стратегии у детей подросткового возраста/А. С. Дубинина. — Текст: непосредственный//Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 60-64.
15. Ениколопов, С. Н. Психологические проблемы безопасности в школе (стенограмма) / С. Н. Ениколопов. – Текст : электронный // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». – М.: Московский государственный психологопедагогический университет, 2010. – URL: https://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/ 36278_full.shtml (дата обращения: 20.02.2023).
16. Журбин
Это дает доказательства, подтверждающие нисходящую спираль для жертв издевательств, которая способствует фиксации детей в статусе жертвы [27].
Таким образом, данные свидетельствуют о том, что роль самооценки в отношении травли и виктимизации представляет собой сложное явление, которое можно было бы исследовать, принимая во внимание многомерность самооценки.
В последнее время все больше внимания уделяется рассмотрению буллинга как группового процесса. Агрессор и жертва не единственные личности, кто оказывает влияние и на кого влияют эпизоды издевательств. В школьном буллинге чаще всего участвует целая группа детей. «Союзники» – дети, которые поддерживают агрессора, чаще всего просто бояться быть на его месте. Они не хотят выделяться из толпы. У некоторых из них личные мотивы, например, они дорожат отношениями с лид