Скорочтение как средство развития читательских навыков младших школьников

Скачать хорошую дипломную работу на тему: Скорочтение как средство развития читательских навыков младших школьников. В работе обозреваются эффективности работы по развитию навыков скорочтения у младших школьников.
Author image
Fadis
Тип
Дипломная работа
Дата загрузки
03.05.2024
Объем файла
1232 Кб
Количество страниц
92
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
1520 руб.
1900 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

ВВЕДЕНИЕ
«Большинство детей приходит в первый класс с желанием учиться, но по происшествию нескольких лет обучения в школе отмечается тенденция к снижению уровня мотивации к учению» (Сальникова: 36).
Это может быть связано с разными причинами: с дисциплинарными требованиями учителей, с обязанностью систематически посещать занятия и делать домашние задания, с большими массивами информации, с адаптацией в школьном коллективе. Но одной из основных причин является неразвитость читательских умений младших школьников.
Еще несколько десятилетий назад человек был в состоянии без проблем ориентироваться в потоке информации. Но сейчас, когда наблюдается информационный взрыв, неподготовленному человеку делать это становится все труднее. Несмотря на появление новых средств массовой информации, компьютеризации, чтение остается основным средством познания окружающего мира. Если человек плохо читает, то он ограничен в своих возможностях.
Тут и возникает проблема: человек не успевает справ

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ6
ГЛАВА 1. ОБЗОР ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ТЕХНИКИ
ЧТЕНИЯ11
Историческая справка11
Понятие скорочтения15
Основные правила скорочтения20
Причины медленного чтения22
Ошибки при чтении23
Методические подходы25
Вывод33
ГЛАВА 2. УПРАЖНЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УМЕНИЙ
СКОРОЧТЕНИЯ34
Условия освоения приемов быстрого чтения34
Упражнения, направленные на развитие умений скорочтения у младших школьников36
Упражнения, связанные со зрительным восприятием38
Упражнения на развитие памяти и внимания41
Игровые упражнения для развития угла зрения45
Упражнения для развития артикуляции48
Упражнения, совершенствующие произношение49
Упражнения для занятий в домашних условиях50
Дыхательные упражнения51
Упражнения, направленные на синтез восприятия и понимания53
Игровые упражнения для развития мышления54
Игровые упражнения для развития антиципации56
Упражнения для развития скорости и гибкости58
Работа по пониманию текста60
Нетрадиционный подход в обучении скорочтению61
Фрагменты уроков в начальной школе по обучению скорочтению63
Вывод79
ГЛАВА3.ЭФФЕКТИВНОСТЬПРИМЕНЕНИЯСПЕЦИАЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УМЕНИЙ СКОРОЧТЕНИЯ80
Эмпирическая часть80
Цели и задачи эмпирического исследования80
Исследовательские вопросы81
Выборка исследования81
Методы исследования81
Результаты исследования82
Вопрос 1. У ребенка пробуждается интерес к чтению, когда читать легко82
Вопрос 2. Специальные упражнения по скорочтению способствуют повышению результатов по технике чтения84
Вопрос 3. При овладении навыков скорочтения улучшается понимание текстов92
Вопрос 4. Успешность обучения по русскому языку и математике зависит от развития навыков скорочтения95
Вывод98
ЗАКЛЮЧЕНИЕ100
RESÜMEE102
ЛИТЕРАТУРА104
ПРИЛОЖЕНИЯ108
Приложение 1. Тексты для проверки техники чтения во 2-ом классе108
Приложение 2. Анкета «Дружите ли Вы с книжк

ЛИТЕРАТУРА

1. Андреев, Хромов – Андреев О.А., Хромов Л.Н. Учитесь быстро читать, 1991. С. 7-14, 160-161.

2. Астафьева – Астафьева Л.А. Формирование навыков беглого чтения у учащихся начальной школы // Начальная школа, 2015. №5. С. 10.

3. Беспалова — Беспалова Я.В. Использование зрительных диктантов для отработки навыка чтения// Начальная школа, 2012. № 6. С. 46-47.

4. Бугрименко, Цукерман - Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. М., 2008 . С. 96.

5. Бурлакова - Бурлакова С.Е. [Электронный документ]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2014/10/09/formirovanie-navykov- vyrazitelnogo-chteniya-v-nachalnoy-shkole Проверено: 25.04.2017.

6. Васильева, Оморокова, Светловская - Васильева М.С., Оморокова М. И., Светловская Н.Н. Актуальные проблемы обучения чтению в начальных классах. М., 1997. [Электронный документ]. URL: http://eduproj.net/formirovanie-navyka-chteniya-s-pomoschyu-tvorcheskih- uprajneniy-t1680.html Проверено: 25.04.2017.

7. Горецкий - Горецкий В. Г. О проверке навыка чтения // Начальная школа, 2000. №8. С. 48.

Грекова - Грекова Т.А. Развитие техники чтения у школьников 1-й ступени. [Электронный документ]. URL: https://www.u- mama.ru/read/obaby/schooolers/2454.html,Проверено: 25.04.2017.

URL: http://festival.1september.ru/articles/212562 Проверено: 25.04.2017.

8. Государственная Программа - Государственной Программе обучения от 2010 года. [Электронный документ]. URL: http://oppekava.ee Проверено: 25.04.2017.

9. Государственная Программа - Предметная Программа [Электронный документ]. URL: http://oppekava.ee/pohiharidus/ Проверено: 25.04.2017.

10. Горбушина — Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание учителя. М., 2008. С.196.

11. Давыдова – Давыдова Г.Ю. Физминутки для начальной школы. [Электронный документ]. URL: http://nsportal.ru/nachalnaya- shkola/raznoe/2012/11/08/fizminutki-dlya-nachalnoy-shkoly

Проверено: 25.04.2017.

 

12. Джало – Джало Т. Как научить ребенка читать быстро? [Электронный документ]. URL: http://chitalochka-ru.ru/ychim/artikulyatsionnaya-gimnastika- dlya-byistrogo-chteniya.html Проверено: 25.04.2017.

13. Егоров - Егоров Е.Г. Очерки психологии обучения детей чтению. 1953. С. 16.

14. Зайцев - Зайцев В.Н. Резервы обучения чтению. М., Просвещение, 1991. С. 32.

15. Зиганов – Зиганов М.А. Как повысить культуру, качество и скорость чтения. С. 71.

16. История быстрого чтения - История быстрого чтения. [Электронный документ]. URL: http://www.yugzone.ru/psy/fr-history.htm Проверено: 25.04.2017.

17. Климанова - Климанова Л. Обучение чтению в начальных классах // Школа, 2007. [Электронный документ]. URL: http://iptie-rudn.ru/arhitektura- i-stroitelystvo/bibliotekovedenie/metodicheskie-osnovi-formirovaniya-navika- chteniya-u-mladshih-shkolnikov/ Проверено: 25.04.2017.

18. Козырева - Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования навыков техники чтения. М., 2000. С. 3.

19. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе - Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе. [Электронный документ]. URL:http://mosmetod.ru/metodicheskoe-prostranstvo/nachalnaya- shkola/normativno-pravovaya-dokumentatsiya/kontrol-i-otsenka-rezultatov- obucheniya-v-nachalnoj-shkole.html Проверено: 25.04.2017.

20. Корнев - Корнев А.Н. Нарушение чтения и письма у детей. Спб., 1997. С. 146, 286.

Взрослый кладет эту линейку на ту строку, которую читает ребенок и закрывает буквы строки быстрее, чем ребенок их произнесет с опережением на 3-4 буквы. Если ребенок не может вспомнить, что уже закрыто, застрял, то поезд может немного вернуться и быстро поехать дальше. На первых порах возвращаться придется часто и по нескольку раз. Но в процессе тренировки этот навык развивается, и через некоторое время поезд уже будет опережать на целое слово и даже два.
Первое время при выполнении этого упражнения, ребенок может плохо понять смысл прочитанного, потому что он всецело поглощен «гонками», ему надо успеть прочитать, а о понимании речь не шла. Если текст не понят, то можно прочесть его повторно, но уже без "поезда" или помочь уточнить с помощью вопросов. Такие упражнения, особенно первое время, надо проводить на отдельных тренировочных текстах, легких по строению и не обязательных к пониманию. Причем, один и тот же текст можно использовать для различных упражнений много раз.