Повышение эффективности изучения химии металлов в основной школе
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена новыми требования федерального государственного образовательного стандарта к результатам. Эти требования затрагивают всю систему школьного образовательной программы. В системе естественнонаучного образования курс химии занимает важнейшее место, которое характеризуется ролью данной науки и познании законов природы, в материальной жизни общества, в разрешении глобальных проблем, а также формировании научной картины миры.
Химия металлов – одна из ведущих тем курса химии. Причина важности темы кроется не только в том, что имеет большое практическое значение, но и, прежде всего во взаимосвязи этой темы со многими курсами химических дисциплин, а также меж предметные ее связи.При изучении металлов в средней школе не надо ограничиваться изучением только алюминия, железа и его сплавов. Целесообразно изучать некоторые металлы 11 группы (1 подгруппы 1группы), В группу которых входят Cu, Ag и Au. Тогда учащиеся познакомятся со свойствами, применени
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ХИМИИ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ. 4
1.1. Цель, задачи и требования изучения курса химии в основной школе.; 4
1.2. Вклад раздела «Металлы» в изучении курса химии 9 класса 6
1.3. Опыт учителей химии по изучению химии металлов в основной школе. 9
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПУТИ И УСЛОВИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ МЕТАЛЛОВ В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ (НА ПРИМЕРЕ Cu, Au, Ag И Fe) 11
2.1. Понятие «эффективность» и «исторический подход» 11
2.2. Отбор содержания химии металлов для раскрытия исторического подхода 15
2.3. Методические пути и условия использования исторического подхода в изучении химии металлов на примере (Cu, Au, Ag и Fe). 23
ГЛАВА 3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИСТОРЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ХИМИИ МЕТАЛЛОВ НА ОСНОВЕ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ (НА ПРИМЕРЕ Cu, Au, Ag И Fe) 37
3.1. Констатирующий этап педагогического эксперимента. 38
3.2. Методы и этапы организации исследования по использованию исторического подхода при обучении химии металлов. 44
3.3. Проверка эффективности использования исторического подхода в изучении химии металлов – Cu, Au, Ag и Fe. 59
ВЫВОДЫ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 65
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Андрющенко М.Н. Понятие эффективности и его философский смысл // Ученые записки кафедр общественных наук вузов г. Ленинграда. Серия: Философия, 1971. - №.12. – с.42-53.
Белинская Т.В. О развитии познавательного интереса на уроках / Т.В.Белинская // Химия в школе, 2015. - №4. – 199с.
Блинов В.М. Эффективность обучения. – М. Педагогика, 1976 – 236с.
Васюхнова-Зуммер М. Методика химии: демонстрационный метод / М. Васюхнова-Зуммер. – Киев: 1928 – 199с.
Верховский В.Н. Химическая азбука: наглядное пособие для всх начинающих изучать химию / В.Н.Верховский. – СПб.: Изд-во «Образование», 1927.
Верховский В.Н., Гольдфарб Я.Л., Сморогонский Л.М., Методика преподавания химии в средней школе. Пособие к стабильному учебнику (для преподователей) / В.Н. Верховский, Я.Л. Гольдфарб, Л.М.Сморогонский. – М.:Учпедгиз, 1934. – 376с.
Венецкий С.И. В мире металлов химии / С.И.Венецкий. – М.: Металлургия, 1988.
Выгодский Л.С. История развития психических функций /Л.С.Выгодский // Психология (сборник), 2002. – 512-755с.
Габриэлян О.С, Остроумов И.Г. Настольная химия учителя / О.С.Габриелян, Н.П. Остроумов. – М.Дрофа, 2002
Габриелян О.С., Воскобойникова Н.П., Яшукова А.В. Настольная книга учителя / О.С.Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. – М.:Дрофа, 2002.
Гелиус Р. Историко – химические эксперименты в школьном преподовании (перевод с немецкого Л.Н.Захаровой) / Р.Гулиус // Химия, 2014 - №2-4. – 1-2с.
Дубинин Л.А., Кадыгроб Н.А. О возможнастях историко – логического подхода в обучении химии / Л.А.Дубинин, Н.А.Кадыгров //Химия в школе, 1971. - №5.
Ефремов А.Н. Освещение в школьном преподовании проблемы исторической обусловленности и роли «случая» в развитии химии /А.Н.Ефремов // Химия в школе, 1966.- №2. 27-34с
Иванникова Л.А. /Пути совершенствования современного урока химии/ 2021
Егорова К.Е. Использование программированных учебных заданий для повышения эффективности усвоения курса химии // Химия в школе, 1
К изучению темы «Металлы» учащиеся приходят с определенным запасом теоретических и фактических знаний, где они знакомятся с кристаллическим строением, физическими свойствами металлов, механизмом проводимости электрического тока в металлах и электролитах, с механизмом возникновения электрического тока в гальванических элементах и аккумуляторах. В курсе химии 8–9 классов учащиеся получают необходимый запас знаний о строении атомов, механизме образования химической связи между атомами металлов и неметаллов, о поведении электролитов в растворах, некоторый запас энергетических представлений. Все эти знания и служат основой для изучения металлов, что позволяет организовать активную познавательную деятельность, использовать проблемное изложение, беседу, самостоятельную работу учащихся.
Учебный материал темы состоит из следующих частей: общие свойства металлов, металлы главных и побочных подгрупп периодической системы химических элементов, металлургия.
Одним из путей достижения эффективности обучения может стать реализация исторического подхода.
Для раскрытия основной сути химии металлов необходимо обратиться к историческим фактам. Представляется очевидным: правильно понять, как и почему современная наука достигла столь выдающихся успехов, можно лишь зная историю ее развития. Среди многих других наук химия занимает особое место, ибо ее можно считать и достаточно древней, и то же время сравнительно молодой