Современные представления об обучении речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях

Скачать курсовую работу, в которой описаны особенности обучения и воспитания детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Рассмотрены наиболее эффективные методы и приемы обучения речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях.
Author image
Denis
Тип
Курсовая работа
Дата загрузки
03.05.2024
Объем файла
172 Кб
Количество страниц
36
Уникальность
Неизвестно
Стоимость работы:
560 руб.
700 руб.
Заказать написание работы может стоить дешевле

Введение
Актуальность исследования.
Сегодня среди наиболее важных проблем отмечается проблема культуры речи и речевого формирования детей. Она интересует не только воспитателей, но и большинство педагогов. Было доказано, что речевое развитие является первостепенным элементом, влияющим на уровень успешности обучения. Также оно оказывает воздействие и на достижение успеха в обществе. Именно языковые и речевые способности позволяют детям приобрести важный опыт речевого поведения. Они формируют базу языковой и речевой культуры, с помощью которой осуществляется положительное социальное общение.
В области социально-коммуникативного развития одной из целей является нравственное воспитание, включающее в себя воспитание этикета у детей дошкольного возраста. Эти цели отражены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования дополняет эту цель, включая в цели обучения предм

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение.......................................................................................................... 3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.................................................6

1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи...............................................................................6

1.2. Особенности речевого этикета старших дошкольников с общим недоразвитием речи.....................................................................13

Выводы по 1 главе.......................................................................................... 21

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ РЕЧЕВОМУ ЭТИКЕТУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ..................................................23

2.1. Условия и отличительные черты развития речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи..... 23

2.2. Методы и приемы обучения речевому этикету детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи на логопедических занятиях..............................................................27

Выводы по 2 главе......................................................................................... 35

Заключение.....................................................................................................                                                                                36

Список использованной литературы........................................................... 37

Список использованной литературы
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособ. для студ. вузов. – 4-е изд. – М.: Академия, 2009.
2. Алексеева, М. М. Теория и методика развития речи детей: Учебное пособие для вузов / Алексеева М. М., Макарова В. Н., Яшина В. И. – М.: Академия, 2009.– 80 c.
3. Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М., 2003
4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / Андреев В.И. – Казань.: Издательство КГУ, 1988 – 238 с.
5. Арушанова, А. А. Развитие диалогического общения. Речь и речевое общение детей / Арушанова А. А. - М.: Мозаика-Синтез, Серия: Истоки, 2014 – 35 с.
6. Безгина, О. Ю. Речевой этикет дошкольников / Безгина О. Ю. – М.: Мозаика-Синтез, 2005 – 57 с.
7. Безгина, О. Ю. Речевой этикет старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей / Безгина О. Ю. – М. : Мозаика - Синтез, 2004 – 64 с.
8. Белобрыкина, О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов / Белобрыкина О. А. – Ярославль. : Академия развития, 2008 - 240 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Божович Л.И. – СПб.: Питер, 2008 – 55 с.
10. Болдова, В. Н. Речевой этикет как основа культурного развития дошкольников / В. Н. Болдова // Научные вести. – 2019. – № 4(9). – С. 14-19.
11. Буре, Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет / Буре Р.С. - М.: Мозаика-Синтез, Серия: Библиотека программы ?От рождения до школ?, 2014 – 68 с.
12. Бурменская, Г.А. Хрестоматия по детской психологии: От младенца до подростка / Бурменская Г.А., Запорожец А.С., Эльконин Д.Д., Выготский Л.С., Леонтьев А.А. /Ред.: Бурменская Г.А., Сост.: Бурменская Г.А., - М.: МПСИ, 2005 – 78 с.
13. Бычкова, С. С. Формирование умения общаться со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений / Бычкова С. С. – 2-е изд., испр. и доп

Следует отметить, что общение представляет собой определенную форму, слагающуюся из организованной деятельности нескольких лиц. Дети, у которых отмечается речевая патология, обладают небольшим набором слов и грамматических конструкций. Для них проблемой является не только программирование своих фраз, но и образование из некоторых их частей полноценного комплекса. Также они затрудняются подобрать нужный языковой материал, который будет подходить к определенной цели высказывания. Недостаточное развитие языковых умений приводит к проблемам в создании коммуникативной деятельности. В результате, у ребенка могут возникнуть трудности в формировании произвольности поведения.
Однако, по мнению О.О. Шацкой, дети в возрасте от 5 до 6 лет, умеющие использовать коммуникативную речь, поддержать разговор и ясно понять то, о чем говорят другие, нередко не обладают способностью осознания, регулирования и планирования действий. Таким образом, умение употреблять этикетную