Развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в процессе учебного предмета «Столярное дело»
ВВЕДЕНИЕ
Проблема исследования. Профессионально-трудовое обучение является одной из основных задач образовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Обучающийся с умственной отсталостью в умеренной, тяжелой или глубокой степени, с тяжелыми и множественными нарушениями развития испытывает существенные трудности в освоении программы, в связи с чем получает образование по варианту 2 адаптированной основной общеобразовательной программы образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающегося с умственной отсталостью.
В процессе трудовой деятельности на уроках столярного дела формируются и развиваются многие личностные качества обучающихся и предметно-орудийные действия. Глядя на какой-нибудь предмет, ребёнок с нарушениями интел
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО»
1.1. Понятие «самостоятельность» в современной психолого-педагогической литературе
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития
1.3. Роль профильного труда «Столярное дело» в развитии самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО»
2.1. База исследования и психолого-педагогическая характеристика контингента обучающихся, принимавших участие в экспериментальном исследовании
2.2. Организация и методика экспериментального исследования по изучению уровня сформированности самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования по выявлению уровня самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) экспериментальной группы
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА, НАПРАВЛЕННАЯ НА РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ) В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «СТОЛЯРНОЕ ДЕЛО»
3.1. Организация процесса профильного труда «Столярное дело» по развитию предметно-орудийных действий, направленного на развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3.2. Анализ результатов эксперимента, направленного на развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
3.3. Методические рекомендации педагогам по развитию предметно-орудийных действий, направленных на развитие самостоятельности у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Васенков, Г. В. Актуальные проблемы профессиональной подготовки умственно отсталых детей [Текст] / Г. В. Васенков // Дефектология. – 1997. – № 5. – С. 41-43.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Подред. В.В. Воронковой.-М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, . 2. - 240 с.
Выготский, Л. С. Избранные психологические исследования [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Школа-пресс, 1994. – 224 с.
Граборов, А. Н. Основы олигофренопедагогики [Текст] / А. Н. Граборов. – М. : Классик стиль, 2003. – 248 с.
Дульнев, Г. М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе [Текст] / Г. М. Дульнев. – М. : Просвещение, 1969. – 216 с.
Замский, Х. С. История воспитания и обучения умственно отсталых детей [Текст] / Х. С. Замский. – М. : Просвещение, 1966. – 159 с.
Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. СПб., 2003.
Лебединский, В.В. Диагностика эмоциональных нарушений у детей/ Лебединский В.В. – М.: Дрофа, 2015. – 281с.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении: – М.: Педагогика, 1990.–160с.
Мирский Л. С Подготовленность учащихся вспомогательной школы к труду // Дефектология. 1993. № 1. С. 40-42.
Мозговой, В. М. Принципы и методы управления учебным процессом во вспомогательной школе [Текст] / В. М. Мозговой // Коррекционно-развивающая работа в процессе обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. – М., 1993.– С. 149 -153.
Это методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником.
Вторую группу методов обучения технологии составляют методы, где источником знаний для обучающихся является образ объекта, процесса, явления. Это методы демонстраций. Демонстрируются приемы работы, что позволяет наглядно представить тот или иной объект или процесс выполнения какого-либо трудового действия, а также развивает пространственное восприятие обучающихся.
Третью группу методов обучения технологическим операциям составляют методы, в которых источником знаний, умений, навыков для обучающихся являются практические действия. Четкой организации практических работ и повышению самостоятельности обучающихся способствует использование технологических карт для изготовления изделий. В технологической карте дается технология изготовления изделия, где указывается порядок работы (перечень технологических операций), схема после